→ Как получить бесплатное и льготное обучение кадров для МСП? Где учиться на предпринимателя Онлайн платное обучение предпринимателей и бизнесменов

Как получить бесплатное и льготное обучение кадров для МСП? Где учиться на предпринимателя Онлайн платное обучение предпринимателей и бизнесменов

Алгоритмы успеха в малом бизнесе

Курсы предпринимательства и малого бизнеса в Москве пошагово рассматривают всю структуру создания, ведения и грамотного развития любого предприятия с точки зрения действующего законодательства в области кредитования, налогообложения, отчетности и извлечения прибыли. Пройдя курсы малого бизнеса, вы сможете грамотно использовать свои финансовые и интеллектуальные ресурсы, не растачивая их, а приумножая. Любое предприятие, это ресурс жизнеобеспечения не только владельца предприятия, но и для работников, что говорит об общественной полезности идеи создания и развития предпринимательской деятельности. Поэтому, пройти курсы ведения малого бизнеса, это еще и ответственное решение, особенно если вы начинающий руководитель своего нового предприятия. На занятиях рассматриваются практические идеи и ситуации, которые чаще всего возникают в процессе функционирования большинства предприятий, а это бесценный опыт и хорошая практика. Опытный предприниматель - это половина успеха любого экономического начинания.

Описание курса

Вы задумываетесь об открытии собственного дела?

Вы приняли решение стать бизнесменом и не знаете как начать?

Вы уже занимаетесь бизнесом, но столкнулись с рядом сложностей?

Тогда этот курс для Вас!

В ходе обучения Вы:

  • разовъёте идеи о создании предприятий малого бизнеса, обогащаете методы и способы реализации собственных идей (Хочу открыть ресторан! А может парикмахерскую? Нет, лучше автомойку…. Или все-таки магазин?) Поможем разобраться!
  • проанализируете последние изменения в законодательстве, затрагивающие открытие, ведение и закрытие предприятий малого бизнеса
  • подробно разберёте методы привлечения потребителей
  • обратите внимание на взаимодействие с налоговой инспекцией, пенсионным фондом, фондом обязательного медицинского страхования, фондом социального страхования и др.
  • рассмотрите финансовые и бухгалтерские аспекты деятельности предприятия
  • напишите и защитите бизнес-план

Цель курса «Организация и ведение малого бизнеса»:

Актуализация знаний и приобретение практических навыков организации предприятий малого бизнеса

Задачи курса:

  • Сформировать навыки организации собственного дела на основе бизнес - планирования и эффективного управления ресурсами
  • Сформировать (актуализировать) знания юридических аспектов деятельности малого предприятия
  • Сформировать (актуализировать) знания финансовых аспектов деятельности малого предприятия
  • Сформировать (актуализировать) знания особенностей кадрового обеспечения малого предприятия
  • Сформировать (актуализировать) знания особенностей маркетинговой деятельности малого предприятия
  • Применить полученные знания и навыки при составлении бизнес- плана предприятия

В результате обучения формируется целостное представление о способах и методах развития собственного бизнеса на основе бизнес-плана.

Много - не значит эффективно, мало - не значит убыточно

Курсы ведения малого бизнеса обучают не только правильным и грамотным шагам по организации и продвижению вашего предприятия, но, что более важно, прогнозировать и предугадывать рост или падение определенных экономических и товарных дисциплин, что в комплексе помогает оставаться в тех темпах развития своего бизнеса, которые указывают на постоянный рост и развитие. Обучение малому бизнесу - это тот шаг, сделав который, вы гарантированно заявляете о своей решимости добиться успеха!

Хотите сделать первый уверенный шаг на пути к успешному развитию своего бизнеса? Мы ждем вас на наших курсах для начинающих предпринимателей!


Записывайтесь на Организация и ведение малого бизнеса в Москве прямо сейчас!

Учебная программа курса

Тема 1. Основы организации собственного бизнеса. Индивидуальное предпринимательство.

Выбор формы собственности ИП, ООО. Преимущества и недостатки

Понятие микропредприятие, малое предприятие

Порядок открытия ИП. Пошаговая инструкция. Практические рекомендации

Регистрационные документы ИП

Патентная система налогообложения

Торговый сбор

Ликвидация ИП

Тема 2. Общество с ограниченной ответственностью

Порядок открытия ООО Пошаговая инструкция. Практические рекомендации

Учредительные документы юридического лица

Франчайзинг.

Договор коммерческой концессии

Контрольно-кассовая техника. Порядок регистрации и работы.

Ликвидация юридического лица

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Понятие налогов и сборов

общеустановленная, традиционная система налогообложения;

упрощенная система налогообложения;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

расчет и способы уплаты налогов

расчет и способы уплаты взносов

порядок работы с ИФНС, ПФР, ФСС, ФОМС

Решение практических заданий

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 4. Отчетность малых предприятий

Отчетность ИП без работников

Отчетность ИП, имеющих наемных работников

Отчетность ООО

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Учет имущества предприятия

Понятие амортизации и износа

Решение контрольных заданий и тестов

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 5. Бизнес - планирование

Бизнес-план как инструмент производственной и коммерческой деятельности малого предприятия.

Стандарт UNIDO

Структура и содержание бизнес-плана малого предприятия.

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 6. План маркетинга

Понятие и значение маркетинга

Анализ факторов, оказывающих влияние на становление и развитие бизнеса (факторы дальнего и ближнего окружения)

PESN, SWOT анализы, анализ 5-ти сил Портера

Конкурентное преимущество

Ценообразование

Распределение

Продвижение на рынок товаров и услуг

Разработка стратегии привлечения потребителей

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 7. Производственный план

Понятие постоянных и переменных затрат

Производственное обеспечение

Месторасположение предприятия

Расходы на сырье, комплектующие, расходные материалы

Составление сметы

Расчет переменных и постоянных затрат

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 8. Кадровое обеспечение

Потребность в кадрах. Нормативно-правовая база кадрового обеспечения

Трудовой договор. Договор гражданско-правового характера

Заработная плата. Постоянная и переменная части заработной платы

Стоимость работника для предприятия

Режим труда и отдыха

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 9. Организационный и финансовый планы

Организационная структура

График реализации проекта

Правовое обеспечение

Затраты подготовительного периода

Затраты текущего периода

Расчет поступлений.

Прогнозирование конъюнктуры рынка и разработка бюджета продаж малого предприятия.

Планирование доходов от реализации.

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 10. Юридические аспекты деятельности

Понятие и условие договора.

Заключение договора.

Изменение и расторжение договора.

Договор купли-продажи.

Договор поставки товаров.

Договор аренды.

Договор подряда.

Договор банковского счета.

Количество учебного времени - 4 академических часа

Тема 11. Меры по защите личности и собственности в сфере малого предпринимательства

Меры по защите личности и собственности в сфере малого предпринимательства.

Посредничество органов исполнительной власти г. Москвы при заключении мирового соглашения между субъектами малого предпринимательства - должниками и их кредиторами, а также поручительство при условии отсрочки в выплате задолженности.

Перечень органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций на проведение государственного контроля (надзора).

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю.

Компетенция Департамента по поддержке и развитию малого предпринимательства г. Москвы.

Рассмотрение практических ситуаций. Решение тестов.

Количество учебного времени - 4 академических часа

Защита бизнес - плана

Количество учебного времени - 4 академических часа

Как получить бесплатное и льготное обучение кадров для МСП?

В Москве существует несколько видов льготного обучения для МСП:

1. Бесплатные программы обучения сотрудников МСП и начинающих предпринимателей

ГБУ «Малый бизнес Москвы» при содействии Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства реализует Программы обучения сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства. Участниками могут стать начинающие или опытные предприниматели, желающие расширить свои знания в выбранной области, повысить квалификацию сотрудников или обзавестись полезными контактами в профессиональной среде.

Кто может принять участиe в программах?

  1. Руководители и сотрудники субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. Государственные гражданские служащие города Москвы, отвечающие за поддержку, развитие и регулирование деятельности субъектов МСП.
  3. Начинающие предприниматели из числа:
  • военнослужащих, уволенных в запас, и совершеннолетних членов их семей;
  • учащейся молодежи;
  • женщин, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, или лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Участники Президентской программы подготовки управленческих кадров.
  • Сколько стоит участие в программе?

    Обучение бесплатное. Все расходы компенсируются Правительством Москвы. Для некоторых видов образовательных программ обучение может быть частично платным.

    Все образовательные программы проводятся опытными преподавателями по курсам, разработанным специально для предпринимателей. Все курсы имеют практическую направленность.

    Пройдя обучение, Вы узнаете, как грамотно составить бизнес-план, как привлечь клиентов для развития бизнеса, как правильно управлять компанией и получите другие полезные знания, необходимые каждому предпринимателю.

    Как пройти обучение в программе?

    • выбрать интересующую программу на портале mbm.ru в разделе «Обучение» ;
    • пройти процедуру регистрации;
    • записаться на интересующую программу;
    • получить ссылку на скачивание направления;
    • направить необходимые документы в организацию, проводящую обучение;
    • прийти с распечатанным направлением в обучающее учреждение, предложенное Программой.

    После проверки корректности предоставленных документов представитель образовательной организации свяжется с Вами и пригласит на обучение.

    2. Президентская программа подготовки управленческих кадров

    Для жителей Москвы организована программа дистанционного обучения «Современный предприниматель» - курсы повышения квалификации по направлениям «Маркетинг» и «Предпринимательство».

    Участие в программе бесплатное , финансируется Правительством Москвы. Участвовать могут москвичи, имеющие и получающие высшее или среднее профессиональное образование.

    Программа длится один месяц и не подразумевает отрыва от основной работы. По окончанию выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

    Реализуют программу Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, ГБУ «Малый бизнес Москвы» и Московский государственный индустриальный университет.

    В рамках программы существует два вида повышения квалификации – курсы «Предпринимательство и построение бизнес-модели» и «Маркетинг удовлетворения потребностей».

    Учеба состоит из двух частей – дистанционной (виртуальной) с 1 ноября по 16 ноября, и очной (в аудитории) с 22 ноября по 30 ноября.

    В дистанционной форме будет самостоятельное изучение материалов, просмотр видеолекций в количестве 6 академических часов (по 45 минут) на курс и участие в вебинарах. Все вебинары будут проходить в выходные дни. Участие в вебинарах - важный момент, так как от этого зависит вероятность прохождения во вторую, очную часть обучения. Вебинаров у каждого слушателя - 21 академический час на программу.

    Очное обучение - одни выходные (суббота + воскресенье). По его успешном завершении будет выдано удостоверение о повышении квалификации по соответствующему профилю.

    Что нужно сделать для записи на программу

    1. Выбрать один из двух (или оба) курсов программы:

    2. На сайте ГБУ МБМ зарегистрироваться на программу:

    а) Заполнить все поля открывшейся формы и нажать на кнопку «ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ». На ваш электронный адрес придет письмо-уведомление о регистрации с дальнейшими инструкциями.

    Чтобы сделать ваше обучение тому, как начать свое дело с нуля, наиболее удобным, быстрым и эффективным, Институт предпринимательства предлагает для прохождения курса “Как открыть свое дело” дистанционный формат обучения. Ведущее и наиболее популярное на сегодняшний день, дистанционное обучение малому бизнесу предусматривает удаленное изучение программы курса из любой точки мира. После оплаты через личный кабинет на сайте Вам предоставляется доступ ко всем заданиям и урокам курсов начинающих предпринимателей в Москве в Бизнес академии МБА СИТИ, а изучать программу можно будет в удобном темпе и графике.

    Опытные специалисты Института предпринимательства Бизнес академии МБА СИТИ обязательно окажут Вам профессиональную и высококвалифицированную поддержку, и с удовольствием ответят на все возникшие в процессе учёбы вопросы.

    Своевременное прохождение обучения на курсе “Как открыть свое дело” даст Вам возможность успешно начать свой бизнес и научиться профессионально руководить предприятием. Это ваша возможность узнать всё, что необходимо для собственного дела.

    Стоимость программы обучения начинающих предпринимателей совсем невелика для возможности получить образование в самой высокооплачиваемой сфере деятельности, улучшить свои знания и навыки и освоить интересную профессию. Курсы малого предпринимательства - это ваш шанс расширить свои возможности для профессионального роста и увеличения дохода. Уже после первого занятия Вы сможете составить бизнес-план и приступить к его реализации на практике, а ваш профессиональный доход вырастет многократно! Пройти программу обучения “Как открыть свое дело” значит стать востребованным и дипломированным специалистом в сфере предпринимательства.

    Хотя обучение в Бизнес академии МБА СИТИ проходит дистанционно, Вы всё равно получите Свидетельство государственного образца с международным приложением о прохождении курса “Как открыть свое дело”, и данный документ станет существенным плюсом к Вашему резюме руководителя и отличным подтверждением полученных профессиональных знаний.

    Лицензия на образовательную деятельность №038379

    Программа курса обучения "КАК ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО"


    1. Понятие и классификация предпринимательской деятельности
    1.1 Типы предпринимательства
    1.2 Особенности индивидуальных предпринимателей
    1.3 Создание совместного предприятия

    2. Как выбрать сферу предпринимательской деятельности
    2.1 Как обосновать создание нового бизнеса
    2.2 Что входит в учредительные документы
    2.3 Процедура регистрации новой компании
    2.4 Необходимость лицензирования

    3. Организация менеджмента в компании
    3.1 Функции менеджмента компании
    3.2 План ведения деятельности компании
    3.3 Механизмы обеспечения работы компании
    3.4 Процедура прекращения деятельности компании

    4. Формы организации деятельности юридических лиц
    4.1 Классификация юридических лиц по форме хозяйствования

    5. Понятие конкуренции
    5.1 Роль монополизации
    5.2 Сущность антимонопольного регулирования
    5.3 Увеличение показателей конкурентоспособности
    5.4 Анализ конкурентоспособности компании

    6. Как создаются предпринимательские решения
    6.1 Область принятия предпринимательских идей
    6.2 Реализация предпринимательских идей
    6.3 Роль экономики в принятии предпринимательских решений

    7. Способы организации своего бизнеса
    7.1 Откуда брать новые идеи
    7.2 Способы творческих решений задач
    7.3 Разработка новых товаров
    7.4 Покупка бизнеса
    7.5 Способы организации совместного бизнеса
    7.6 Особенности выкупа с подзаемом

    8. Способы составления бизнес-плана
    8.1 Суть бизнес-плана
    8.2 Сбор информации для бизнес плана
    8.3 Структура бизнес-плана
    8.4 Воплощение бизнес-плана

    9. Секреты предпринимательского успеха
    9.1 Роль капитала в успехе предпринимательской деятельности

    10. Сущность предпринимательского риска
    10.1 Виды предпринимательских рисков
    10.2 Анализ предпринимательского риска
    10.3 Методы снижения предпринимательского риска

    11. Основы управления персоналом
    11.1 Выявление необходимости в персонале и найм
    11.2 Обучение и подготовка сотрудников
    11.3 Карьера сотрудников компании
    11.4 Способы мотивации сотрудников

    12. Служба маркетинга в компании
    12.1 Необходимость в службе маркетинга в компании
    12.2 Организация службы маркетинга в компании

    13. Понятие товара в предпринимательстве
    13.1 Этапы жизненного цикла товара
    13.2 Информационное сопровождение товаров
    13.3 Организация поставок товара

    14. Партнерские отношения в бизнесе
    14.1 Виды сотрудничества в бизнесе
    14.2 Виды сотрудничества в производств
    14.3 Виды сотрудничества в товарообмене
    14.4 Виды сделок в торговле
    14.5 Виды сотрудничества в сфере финансов

    15. Регулирование ценообразования
    15.1 Что влияет на уровень цен
    15.2 Определение ценовой политики компании
    15.3 Установка цены на экспортные и импортные товары
    15.4 Фактор цены
    15.5 Фактор качества продукции

    16. Сущность инновационной деятельности компании
    16.1 Особенности инновационной деятельности компании
    16.2 Анализ эффективности инноваций
    16.3 Технологические инновации

    17. Структура прибыли компании
    17.1 Источники прибыли компании
    17.2 Роль коммерческой тайны

    18. Особенности малого бизнеса
    18.1 Экономические особенности малого бизнеса
    18.2 Сложности, с которыми сталкивается малый бизнес
    18.3 Суть государственной поддержки предприятий малого бизнеса

    19. Кредиты и страховки бизнеса
    19.1 Понятие и особенности лизинга
    19.2 Понятие и особенности факторинга
    19.3 Понятие и особенности франчайзинга
    19.4 Страхование предприятия

    20. Банкротство компании
    20.1 Признание предприятия несостоятельным
    20.2 Особенности процедуры банкротства
    20.3 Процедура ликвидации при банкротстве
    20.4 Продажа имущества компании-банкрота

    21. Организация объединений организаций
    21.1 Особенности финансово-промышленных групп

    22. Суть государственного регулирования предпринимательской деятельности
    22.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства
    22.2 Понятие эффекта ускоренной амортизации
    22.3 Что входит в бюджетные расходы
    22.4 Роль государственного сектора
    22.5 Особенности гос. регулирования платежного баланса
    22.6 Особенности гос. регулирования рынка труда

    23. Личные качества предпринимателя
    23.1 Что такое предприимчивость и организаторский потенциал
    23.2 Как сформировать экономическое мышление
    23.3 Как организовать рабочий день

    24. Юридические аспекты предпринимательской деятельности
    24.1 Законы, регулирующие приватизацию
    24.2 Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность
    24.3 Особенности защиты прав и интересов организаций в суде

    25. Оценка прибыли и рентабельности компании
    25.1 Основные показатели прибыли компании
    25.2 Основные показатели рентабельности компании
    25.3 Что влияет на прибыль и рентабельность компании
    25.4 Необходимость анализа прибыли и рентабельности компании
    25.5 Способы оценки прибыли компании
    25.6 Способы оценки рентабельности компании

    ..."В бизнесе могут добиться успеха люди с разным высшим образованием, - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Например, выпускник мединститута может заняться медицинским бизнесом, получив дополнительное образование в бизнес-школе. Прямая дорога в бизнес у выпускников вузов не только по специальности "менеджмент", но и у экономистов, финансистов, юристов, психологов. Они могут работать функциональными специалистами в организациях бизнеса, и из них нередко получаются хорошие менеджеры"...

    Сегодня в России нет общепринятого определения бизнес-школы. Чаще всего так называют подразделения университетов или самостоятельные учебные заведения, где дают постдипломное образование, в частности обучают по программам МВА (Master of Business Administration). Однако в последние пять-семь лет учебные заведения, традиционно специализировавшиеся на обучении слушателей (студентов постдипломных программ принято называть именно так), стали обучать и студентов по программам первого высшего образования.

    АБИТУРИЕНТУ НА ЗАМЕТКУ
    Семнадцатилетних абитуриентов можно встретить в Академии народного хозяйства, где прежде учились только управленцы с опытом работы; набор студентов ведут факультет финансов и банковского дела, Институт бизнеса и делового администрирования и другие подразделения. Еще в 1995 г. прием студентов начала Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", и сегодня здесь обучают по наиболее востребованным специализациям: "электронный бизнес и право" (специальность "маркетинг"), "международные корпоративные финансы" ("финансы и кредит"), "управление международной торговлей и коммерческое право" ("менеджмент организации").
    Помимо российских программ высшего образования, в "МИРБИСе" есть программы "двойного диплома": получив диплом бакалавра, студент едет в один из британских университетов-партнеров - London Metropolitan University или Middlesex University. Там он в течение года учится на магистра (Master of Arts), затем возвращается в Россию, где получает еще и отечественный диплом специалиста. Для этого надо сдать несколько экзаменов, пройти практику и защитить дипломную работу.
    Новинка нынешнего сезона - набор выпускников средних школ на специальности "маркетинг" и "менеджмент" в Институте экономики и финансов "Синергия", также традиционно обучавшем взрослых (и "МИРБИС", и "Синергия" работают в стратегическом партнерстве с РЭА имени Плеханова). "Первое высшее образование в бизнес-школах-основа для непрерывного бизнес-образования, - считает ректор "Синергии" Михаил Иоффе. - Получив диплом о высшем образовании, студенты продолжат обучение по программе МВА, будут время от времени возвращаться в альма-матер на краткосрочные курсы. Ведь знания в области бизнеса нуждаются в постоянном обновлении".
    Тем не менее в утвержденном Минобразования перечне специальностей, по которым могут обучать российские вузы, специальности "бизнес" нет. Елена Лобанова, декан Высшей школы финансового менеджмента Академии народного хозяйства (школа предлагает только постдипломное обучение), объясняет это тем, что бизнес - многогранное понятие, которое нельзя "втиснуть" в образовательный стандарт. А Эдвард Гойзман, ректор Института бизнеса и экономики (совместная с американцами программа МВА), наоборот, утверждает, что бизнес - такая же комплексная дисциплина, как, например, кибернетика или прикладная математика, преподаваемые в вузах. И обучение бизнесу - дисциплине, появившейся на стыке экономики, управления, финансов, психологии и других наук, - вполне можно ввести как направление высшего образования: существуют же в американских университетах наряду с МВА программы ВВА (бакалавр делового администрирования).
    "В бизнесе могут добиться успеха люди с разным высшим образованием, - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Например, выпускник мединститута может заняться медицинским бизнесом, получив дополнительное образование в бизнес-школе. Прямая дорога в бизнес у выпускников вузов не только по специальности "менеджмент", но и у экономистов, финансистов, юристов, психологов. Они могут работать функциональными специалистами в организациях бизнеса, и из них нередко получаются хорошие менеджеры".

    МАСТЕР-БИЗНЕСМЕН
    Из всех постдипломных программ подготовки бизнесменов сегодня наиболее популярна МВА (она рассчитана на 1000 академических часов: полтора года обучения на дневном отделении, два-на вечернем и очно-заочном). Одна из причин - раскрученность бренда. Начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Алексей Ончуков называет три особенности развития российских программ МВА. Во-первых, наконец-то сформировался контингент слушателей: на МВА записываются не безработные и клерки, как в начале 90-х, а менеджеры среднего звена и высшие руководители, рассматривающие образование как условие карьерного роста. Во-вторых, на программы МВА в ведущих бизнес-школах появился конкурс. В-третьих, изменилась мотивация слушателей: они идут не за "корочкой" и не за направлением на работу, а за знаниями, навыками, деловыми связями.
    Среди слушателей ВШМБ 30%-генеральные директора компаний, 33%-другие топ-менеджеры (коммерческие, финансовые, исполнительные директора, главные бухгалтеры), 18%-начальники управлений. Возраст 35% слушателей-до 30 лет, 48% - от 30 до 40 лет, 17% - старше 40 лет. ВШМБ - самая большая российская школа бизнеса: в этом году по программе МВА здесь обучается около 600 человек. Дипломы этой школы имеют менеджеры многих известных компаний, в том числе "Газпрома", ЛУКОЙЛа, "Моторолы", Hewlett Packard .Осенью прошлого года конкурс в ВШМБ составлял два человека на место.
    Программы МВА в России создавались с учетом американского и европейского опыта. Некоторые разработаны при участии зарубежных бизнес-школ (пусть не из первой десятки, но имеющих и национальное, и международное признание). Например, МВА Института бизнеса и экономики, созданная совместно с Калифорнийским университетом в Хейварде, аккредитована Американской ассоциацией бизнес-школ (AACSB), признающей далеко не каждую программу в самих Штатах. В 1999г. МВА Института бизнеса и экономики (обучение проходит в Москве, половину курсов читают российские преподаватели, половину-американские) заняла первое место в рейтинге аналогичных программ российских бизнес-школ. Исследование (в отличие от многих других) действительно было независимым: его проводил экспертный совет Министерства образования РФ.
    Выпускника Института бизнеса и экономики ректор Эдвард Гойзман описывает так: "Это высокообразованный человек, очень хорошо ориентированный в современных жизненных условиях и особенно в экономической среде. Прагматик, а не романтик, весьма коммуникабельный, хорошо владеющий английским. Цель его деятельности отнюдь не деньги, а самовыражение (но деньги должны соответствовать его успеху). Он может работать не только в России, но и на Западе. Продвинутый пользователь компьютера. Ему доступны все современные виды досуга (отдых за рубежом, фитнес-клуб, рестораны). К сожалению, он не так много читает. Хуже, чем мое поколение, знает литературу, музыку, живопись. Впрочем, я нередко встречаю своих выпускников в театрах".
    Многие российские школы бизнеса, создавая оригинальные программы МВА, сотрудничают с иностранными партнерами и дают своим слушателям возможность получить еще и зарубежный диплом. В Высшей коммерческой школе при Минэкономразвития можно получить диплом Executive МВА французского института IЕМI, основанного Пьером Карденом. В школе бизнеса "МИРБИС" в дополнение к российскому предлагают британский диплом МВА. "Англичане предъявляют очень высокие требования к дипломным проектам и иногда по два-три раза отправляют их на доработку, - говорит проректор "МИРБИС" Татьяна Иванищева. - Их не интересует изложение теории. Слушатель должен доказать, что за время учебы он научился решать практические проблемы бизнеса". О жестком контроле со стороны американских профессоров говорит и Эдвард Гойзман.
    Отдельные российские программы МВА аккредитованы престижными зарубежными организациями. Так, программу МВА Высшей коммерческой школы аккредитовал Европейский совет по бизнес-образованию, а престижная британская ассоциация бизнес-школ АМВА признала программу МВА Института экономики и финансов "Синергия". "Чтобы дать нам аккредитацию, британские эксперты анализировали учебные планы и оценивали знания студентов, - рассказал ректор "Синергии" Михаил Иоффе. - Для нас это было хорошим стимулом, чтобы приблизить программу к мировым стандартам".
    Большинство МВА в российских бизнес-школах считаются дженералистскими, то есть выпускают менеджеров широкого профиля. Тем не менее в рамках этих программ зачастую имеется большой набор специализаций (складывающихся обычно из курсов по выбору) - от "управления медицинским бизнесом"
    ("МИРБИС") до "менеджмента футбольной индустрии" ("Синергия"). Институт проблем управления новой экономикой Государственного университета управления (ГУУ) предлагает в рамках МВА специализации "корпоративное управление и корпоративные финансы", "измерение стоимости и управление в интересах компании". Высшая коммерческая школа в новом учебном году планирует открыть специализацию "политология и управление". Некоторые бизнес-школы традиционно занимаются конкретными направлениями бизнеса - например. Высшая школа финансового менеджмента готовит по программе МВА топ-менеджеров, отвечающих в компании за финансы.
    Непременные составляющие программы МВА - это наука об экономике и менеджменте, опыт практического бизнеса и современные образовательные технологии. В этом смысле показательна программа МВА Института проблем управления новой экономикой ГУУ. Этот институт возглавляет академик РАН Дмитрий Львов, руководят кафедрами академики, возглавляющие ведущие экономические институты РАН (всего 10 академиков и членов-корреспондентов РАН). Слушателей МВА в ГУУ обучают и ученые-экономисты, и профессиональные преподаватели, и преуспевающие бизнесмены-практики.
    Есть, впрочем, еще один важный фактор: МВА не просто учеба, но и "тусовка": слушатели учатся друг у друга. Бывает, что однокашники даже организуют коллективный бизнес. Так, выпускницы Высшей коммерческой школы открыли большой фитнес-центр. А выпускники Института бизнеса и экономики создали компанию по бизнес-консалтингу, которую так и назвали - Alumni (по-латыни - выпускники).

    НЕ МВА ЕДИНОЙ
    Несмотря на все достоинства, МВА далеко не единственная форма постдипломной подготовки для работы в бизнесе. Есть и другие разновидности программ: второе высшее образование и магистратура по специальностям экономического и управленческого блока, профессиональная переподготовка (в среднем 500 академических часов), повышение квалификации (не менее 72 часов) и краткосрочные тренинги.
    "Второе высшее образование рассчитано на тех, кто работает по специальности, не имея, как правило, соответствующего образования. Например, дипломированный инженер работает бухгалтером, и ему необходимо получить образование по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит", - говорит первый проректор Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права Владимир Леднев. "Тому, кто не является руководителем, но хочет учиться на МВА только потому, что это модно, мы советуем получить второе высшее образование по экономике, менеджменту или финансам, - говорит проректор "МИРБИС" Татьяна Иванищева.
    Как правило, второе высшее образование можно получить за 3-3,5 года (часть курсов перезачитывают на основании первого диплома), причем занятия обычно проходят в вечернее время и по субботам. Здесь популярен блочно-модульный принцип изучения дисциплин: слушатели одновременно осваивают не десяток предметов, как студенты, получающие первое образование, а три-четыре. Во вторник - маркетинг, в четверг - менеджмент, в субботу - банковское дело и управление персоналом. Сдают зачет - приступают к другим дисциплинам.
    Елена Лобанова рассказывает, как однажды на установочной лекции по специальности "финансы и кредит" она заметила нетипичных слушателей - "накачанных", с бритыми затылками и в черных кожанках (типичными считаются интеллигенты в очках). "Я им сказала: "Если вы хотите купить диплом, то пришли не по адресу; лучше поищите бизнес-школу попроще и подешевле", - вспоминает Елена Николаевна. - А они насупились и говорят: "Нет, мы по адресу: учиться хотим, потому что завод купили".
    Магистратуру по экономическим и управленческим специальностям (как правило, срок обучения - два года) не следует путать с программами МВА. Магистратура рассчитана на подготовку не столько менеджеров, сколько аналитиков (слушателям предлагают больше теоретических дисциплин в форме лекций). Магистерские программы, на которые могут поступать выпускники других вузов, есть, к примеру, на экономическом факультете МГУ и в Высшей школе экономики. Реже магистратуры открываются в бизнес-школах - например, магистратура по финансовому менеджменту есть в Высшей школе финансового менеджмента. "Синергия" предлагает дистанционную программу университета Дарема (Великобритания), по окончании которой выдаются российский и британский дипломы магистра менеджмента.
    Хорошей альтернативой МВА-для тех, кто хочет сэкономить время и деньги, но тем не менее поучиться бизнесу, - являются программы профпереподготовки, рассчитанные, как правило, на один год. Например, в Высшей школе международного бизнеса в этом году открывается программа "Менеджмент: торговля и сфера услуг", адресованная руководителям и ведущим специалистам торговых компаний (она "выросла" из другой программы ВШМБ "Эффективный торговый менеджер" - трехмесячного повышения квалификации; многие слушатели говорили, что трех месяцев им оказалось маловато). "МИРБИС" предлагает, в частности, программу профпереподготовки "Системный анализ и управление проектами в бизнесе", рассчитанную на тех, кому не хватает знаний в области бизнес-аналитики.
    Наконец, программы повышения квалификации дают еще более узкую специализацию и обычно длятся от недели до трех-четырех месяцев. Здесь спектр огромен: от комментариев к последним инструкциям по уплате налогов до тренингов эффективных коммуникаций. Институт "Синергия" устраивает семинары для менеджеров футбольных клубов, в том числе и с выездом за рубеж (в Ливерпуле обучение проводят британские специалисты в области футбольного бизнеса). Много краткосрочных программ предлагает Высшая коммерческая школа, где занятия ведут преподаватели с большим опытом работы в бизнесе. Например, проректор ВКШ Сергей Скосарев, возглавлявший службу персонала в компании "Вымпелком" ("Би-Лайн"), ведет 10-дневную программу "Управление персоналом".
    На краткосрочных программах специализируется школа менеджеров "Арсенал". Ее "фирменное блюдо" - тренинги сроком от одного до четырех дней по различным аспектам ведения бизнеса для собственников компаний, топ-менеджеров и управленцев среднего звена. "Арсенал" знаменит также двух- и трехмесячными курсами для менеджеров продаж и экспертов по недвижимости. На них можно поступить, даже не имея опыта работы, но через конкурсный отбор. Учеба представляет собой постоянный тренинг, цель которого - выработать навыки продаж. Успешно завершившим учебу гарантировано трудоустройство. Выпускной экзамен слушатели сдают комиссии, состоящей из работодателей, по его результатам получают приглашения на работу.

    ТРЕНИНГ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ
    Корпоративное обучение - программы для сотрудников одного предприятия - в России давно не новость. Наиболее популярны корпоративные курсы повышения квалификации, реже встречаются программы профпереподготовки, совсем редкость - корпоративные программы МВА (их предлагают Высшая школа финансового менеджмента АНХ, Высшая коммерческая школа, "МИРБИС", Институт экономики и финансов "Синергия").
    Бизнес-школы обучают персонал не только отдельных предприятий, но и больших корпораций-как частных, так и государственных. Например, Высшая коммерческая школа объявлена базовым учебным заведением РАО "Бумпром" (предприятия лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности). Академия народного хозяйства и Высшая школа экономики обучают, в частности, работников региональных отделений Центробанка. В АНХ с ними работает факультет финансов и банковского дела, обучение ведется по программе профпереподготовки "Куратор коммерческого банка - банковский менеджер". "Суть этой программы - подготовка банковских менеджеров нового поколения, обладающих специальными знаниями и навыками управления в коммерческом банке в соответствии с международными стандартами", - рассказывает декан факультета Седа Насибян.
    Основной акцент в обучении делается на приобретении слушателями практических навыков управления банком. Для этого используется тренинговая программа Bank Exec International, разработанная Американской банковской ассоциацией и применяемая для подготовки банковских и финансовых менеджеров в 15 странах мира. Тренинги по этой программе ведут специалисты во главе с проректором АНХ Андреем Волковым, прошедшие специальное обучение в зарубежных бизнес-школах.
    Последний аккорд - презентация выпускных работ на заседании государственной аттестационной комиссии, которую возглавляет первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов. Программу высоко оценивают и руководители АНХ (см. интервью профессора Владимира May), и руководители ЦБ. Факультет финансов и банковского дела в будущем планирует обучать по ней сотрудников коммерческих банков.

    Игорь ДЕРГУНОВ, управляющий директор банка "МЕНАТЕП СПб", выпускник программы МВА Института бизнеса и экономики и Калифорнийского университета Хейвард:
    - В 80-е годы я окончил Институт народного хозяйства имени Плеханова и в постсоветский период осваивал основы бизнеса самостоятельно. В начале 90-х можно было обойтись и без диплома МВА: выпускники бизнес-школ, обученные по западным стандартам, плохо приживались в российских компаниях. Но постепенно таких специалистов становилось все больше, сегодня они носители новой корпоративной культуры. Я думал о том, чтобы поехать учиться в Гарвард или Уортон, но, во-первых, для этого надо быть помоложе, а во-вторых, уезжать из России на два года обидно - бизнес здесь развивается слишком динамично. И в 1999 г. я поступил в Институт бизнеса и экономики, который предлагает российско-американскую программу МВА. Институт я нашел по рекомендациям друзей, которые там учились. Нужно было сдать вступительные экзамены по математике, английскому и пройти собеседование. Отбор был довольно жесткий: для поступления здесь недостаточно заплатить деньги. Пришлось подучить английский. Учебу на вечернем отделении очень трудно совмещать с работой. Я тогда работал советником председателя правления инвестиционного банка "Русские инвесторы"; мне приходилось каждый вечер в половине шестого ехать на занятия. И на работе, и в институте нужно было чем-то жертвовать, потому что успеть везде просто невозможно. Бывало, по ночам делал домашние задания. Образование для меня-это в первую очередь инвестиция в собственное будущее. Ведь МВА сегодня - общепризнанный бренд, к тому же при обучении в бизнес-школе очень важно общение с менеджерами из разных сфер бизнеса. Все эти люди пошли учиться, чтобы изменить свою жизнь. МВА дает человеку некий "драйв", стимул к развитию. За несколько месяцев до окончания учебы мне предложили перейти на работу в банк "МЕНАТЕП СПб", и я согласился. Если бы не "драйв", полученный на программе МВА, я не стал бы заниматься новым и, как оказалось, весьма перспективным проектом.

    * * *
    Наина АРУТЮНОВА, слушатель программы МВА Института проблем управления новой экономикой Государственного университета управления:
    - Первое образование у меня техническое - в 1987 г. я окончила МАИ по специальности "системы приборов летательных аппаратов". Работала в туризме, рекрутинге. В конце 90-х я стала заместителем гендиректора, а затем и гендиректором "Компании КАСКАД-ВИА", производящей пластиковые окна. В октябре прошлого года начала учиться по программе МВА в Государственном университете управления. Выбрала эту программу потому, что меня привлекла ее "российская специфика". Я узнала, что там учатся в основном менеджеры, работающие в отечественных фирмах, что на занятиях разбирают много ситуаций из практики российских компаний. На мой выбор повлияло и то, что на презентации программы преподаватели не пытались заманить нас в университет любыми способами - в частности, не обещали решить все наши проблемы.
    Из учебных предметов мне особенно интересны маркетинг, информационные технологии в бизнесе, стратегический менеджмент. Как оказалось, ошибки, которые я совершала, руководя фирмой, были вполне типичными. Например, из курса стратегического менеджмента я узнала, что не следует проводить изменения в компании, не имея стратегии ее развития. А занятия по информационным технологиям помогли мне создать на фирме корпоративную информационную систему. Преподаватели очень внимательно относятся к слушателям, охотно консультируют по проблемам бизнеса и реагируют на все пожелания по организации учебного процесса. Я замечаю, что многие сотрудники компаний, производящих пластиковые окна, идут учиться в бизнес-школы. Наверное, это типично и для других сфер бизнеса - со мной в группе учатся менеджеры книжных издательств, фитнес-клуба, фирмы, торгующей кондитерскими изделиями. Для одних особенно важен госдиплом МВА, для других-советы преподавателей. Для меня важен еще и обмен опытом. Я получаю много деловой информации, общаясь с однокурсниками: узнаю, как устроен их бизнес, с какими проблемами они сталкиваются.

     

     

    Это интересно: