→ Тренинг "красивая речь педагога, как качество эффективной профессиональной деятельности" материал на тему. Самые нелепые "сенсации" сми за всю историю журналистики Шуточная речь сенсация по логике пример

Тренинг "красивая речь педагога, как качество эффективной профессиональной деятельности" материал на тему. Самые нелепые "сенсации" сми за всю историю журналистики Шуточная речь сенсация по логике пример

Представители средств массовой информации соревнуются между собой в способности создать ажиотаж вокруг какого-нибудь события, подать читателю такие факты, которые по меньшей мере вызовут у него сильнейшее желание обсудить данную новость и рассказать о ней друзьям. Но иногда в погоне за сенсациями журналисты буквально «перегибают палку», из-за чего в прессе появляются абсурдные, откровенно смешные и даже отчасти вредные публикации.

Нелепые заголовки

В настоящее время заголовки новостей в Интернете напоминают рыболовные крючки: они зачастую выглядят так, что заставляют испытать легкое потрясение и немедленно ознакомиться с материалом, скрывающимся под этим названием. Разумеется, эти броские фразы могут быть заведомо ложными или даже откровенно глупыми, но сайты, в отличие от читателей, получают от этого ощутимую пользу.

Дело в том, что новостные агрегаторы вроде Google или Яндекс в первую очередь учитывают количество переходов по ссылкам, а не степень достоверности и информативности статьи. В результате усилиями сотрудников СМИ появляются «гениальные» заголовки, предупреждающие, например, о том, что уже через десять лет Земля прекратит свое существование, сообщающие, что некий артист, еще вчера пребывавший в добром здравии, неожиданно скончался, или оповещающие, что правительство вдруг отменило некие важные льготы для населения.

Но порой заголовок составляется совершенно непреднамеренно таким образом, что не побуждает серьезно отнестись к материалу, вызывая, вместо этого, смех и желание поместить его в рубрику «самых нелепых ляпов». Вот лишь несколько примеров, часть из которых была замечена на авторитетных ресурсах:

Джон Гальяно дал первое трезвое интервью;

Медведев после изнасилования уволил главу МВД;

Первое в этом году солнечное затмение можно было наблюдать этой ночью;

У хороших отцов маленькие яички;

Готовясь к Евро-2012, милиция займется проституцией.

Абсурдная обработка фотографий

При помощи программы Photoshop можно творить поистине чудеса: превращать малопривлекательное и постаревшее лицо в свежее и симпатичное, делать из полноватого человека более стройного, или, наоборот, из худого делать более упитанного. Какие только функции ни имеют современные фоторедакторы! Однако и у такого, безусловно, положительного явления есть своя отрицательная сторона: речь идет о противоестественных снимках, публикуемых средствами массовой информации.

В частности, один из таблоидов разместил фотографию, на которой семейство Анджелины Джоли и Брэда Питта внезапно обзавелось еще одним ребенком:

Другое весьма популярное издание, а именно, Playboy, имело неосторожность опубликовать снимок, безусловно, очаровательной молодой женщины, единственным недостатком которой стало отсутствие пупка:

Еще одно известное американское СМИ по ошибке лишило женщину другой, чрезвычайно важной, части тела – руки:

Ложные сенсации

Говоря о нелепых и неправдивых публикациях в прессе, нельзя не упомянуть историю о «мертвой бабушке в багажнике». Эта новость, поставившая на уши многие российские издания, в течение уже нескольких лет блуждает по просторам виртуального пространства.

Суть материала заключалась в следующем: семья в составе четырех человек отправилась отдыхать из Липецка в Сочи, добирались на автомобиле. По дороге одна из родственников, а именно, 77-летняя бабушка, умерла. Приехав на курорт, родные покойной женщины документально оформили ее кончину и на время оставили тело в морге города Сочи, намереваясь похоронить усопшую в Липецке.

После отдыха на море семья купила экспедиционный багажник, где разместила труп скончавшейся бабушки и закрепила его на крыше машины, чтобы таким образом транспортировать домой. На обратном пути жители Липецка остановились на ночлег в одном из кемпингов на трассе в Ростовской области. Утром вернувшись к автомобилю, они увидели, что тело покойной пропало. Поисками трупа гражданки занялись правоохранители.

Данная шокирующая история распространилась по многим изданиям не только России, но также и Украины и некоторых других соседних государств. Липецкий портал Gorod48, признанный первоисточником, при обнародовании материала ссылался на некий источник в правоохранительных органах. Скорее всего, подобного происшествия просто не было в принципе, поскольку в Липецкой области у стражей порядка никаких сведений об инциденте не было, равно как и в Ростовской области, где якобы пропало тело бабушки. Отметим, что история с некой умершей старушкой «кочует» в Сети уже довольно длительный период, основные ее факты при этом могут меняться и дополняться.

Известен также другой резонансный случай, масштабы последствий которого еще более велики. В начале текущего года мир облетело известие о нахождении учеными полноценной девятой планеты Солнечной системы, похожей на Уран или Нептун. Заявление выглядело крайне серьезным и действительно сенсационным: за всю историю астрономических наблюдений подобных открытий было только два.

Если обратить внимание на цитату из публикации, то в глаза сразу же бросаются очевидные неточности:

«В Солнечной системе нашли новую планету. Астрономы обнаружили новую, девятую, планету Солнечной системы. Открытие сделали ученые Калифорнийского технологического института Майкл Браун и Константин Батыгин. Свою гипотезу они опубликовали в Astronomical Journal. Планета X находится за пределами орбиты Плутона, а размером она примерно с Нептун».

Получается, что исследователи якобы нашли данную планету, но все еще сомневаются в ее реальности, судя по употребленному термину «гипотеза». В заблуждение читателя вводит и сопоставление габаритов: «размером примерно с Нептун».

Из опыта работы логопеда. Речевой тренинг на тему «Магия красивой речи»


Количество встреч: 2
Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

1. Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)
2. Объяснение цели и задач тренинга.
-В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3.«Знакомство с понятием «Техника речи»
Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.
4. Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.
Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.
Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!
Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.
Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
2.Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.
Упражнение 2
-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору):злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение. Выбрать «чемпиона группы»
Упражнение 3
Разные чувства (по вашему выбору) продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов. Сумеют ли ваши товарищи угадать, что вы изображали?
Упражнение 4
Определите правильную постановку ударения в словах: торты, позвонишь, досуг, договор, каталог, камбала, кухонный, взяла, дала, брала, досуг, жалюзи, мелисса, партер, диспансер, инсульт, оптовый.
ТОрты», а не «тортЫ», «позвонИшь», а не «позвОнишь», «досУг», а не «дОсуг», «договОр», а не «дОговор», «КаталОг», а не «катАлог», «кАмбала», а не «камбалА», «кУхонный», а не «кухОнный», «взялА», а не «взЯла», «далА», а не «дАла», «бралА», а не «брАла» , «жалюзИ», а не «жАлюзи», «мелИсса» а не «мелиссА», «партЕр» а не «пАртер», «диспансЕр», а не «диспАнсер», «инсУльт» а не «Инсульт», «оптОвый», а не «Оптовый».

Упражнение 5 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.
Упражнение 6
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 7 «Мой цвет»
-Расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему? (Рассказ короткий)
Упражнение 8 «Выбросьте свои проблемы». Ролевая игра
Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.
Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.
Упражнение 9 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 10 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 11 «Комплимент»
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.
Упражнение 12
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 13
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
Упражнение 15
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 16
Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Конспект по

психологическому тренингу по развитию речи

Для педагогов

МБДОУ « СОЛНЫШКО»

Воспитатель Ильясова Э.И.

Речевой тренинг на тему «Наша красивая речь»

Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;

знакомство и овладение речевой техникой;
- настроится на положительный общение в группе;
Оборудование: карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

    Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)


2. Объяснение цели и задач тренинга.
-В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3. «Знакомство с понятием «Техника речи» Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.


4. Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.

Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.

Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:

Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!

Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.

Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.


1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).


2.Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.


И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.


3. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.

Упражнение 2


-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору):злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение. Выбрать «чемпиона группы»

Упражнение 3
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым». (приготовить мешочек с буквами)

Упражнение 4 «Мой цвет»

- Выберите цвет и расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета? (Рассказ короткий) – из мешочка достаётся любой цвет.

Упражнение 5 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:

Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?


– Прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. (Задание слушателям). Всегда ли голос соответствовал заданному тону?

Упражнение 6 «Комплимент»
Участникам даётся несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов. (поощрение – медальки)

Упражнение 7
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.

Упражнение 8
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Упражнение 9
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.


На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.


Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!


Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан


Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.

Заключительная часть тренинга

После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»

Упражнение «Солнце»

Цель - показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Материалы : детские рисунки на тему «Злой человек», 3-4 листа ватмана; маркеры и краски (для каждого участника).

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей - со стажем работы 20-25 лет, вторая группа - со стажем 10-15 лет, третья группа - молодые специалисты.

Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы - дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что...»

Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20-25 лет.) Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

Помните, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование иностранных слов, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Совершенствование своей речи - задача каждого из нас.

Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации педагогам ДОУ, которые позволят им более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

В конце встречи ведущая раздает памятки - рекомендации соблюдения правил хорошей речи.

Упражнение 5 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.
Упражнение 6
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 7 «Мой цвет»
-Расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему? (Рассказ короткий)
Упражнение 8 «Выбросьте свои проблемы». Ролевая игра
Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.
Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.
Упражнение 9 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 10 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 11 «Комплимент»
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.
Упражнение 12
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 13
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
Упражнение 15
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 16
Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ

Речевой тренинг на тему «Красивая речь педагогов, как качество эффективной профессиональной деятельности»

Составитель тренинга: старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 с.Заветное – Уколова Нелли Валерьевна


Количество встреч: 2
Цель тренинга: повысить уровень разговорного языка, познакомить с базовыми упражнениями для улучшения дикции и формирования красивой речи.
Аудитория: взрослая
Задачи тренинга:
- знакомство и овладение речевой техникой;
- знакомство с ораторским мастерством;
- научиться кратко и точно излагать свои мысли;
- обрести уверенность в себе, повысить самооценку;
- получить эмоционально – положительный настрой от общения в группе;
Оборудование: цветные карточки (по количеству человек), карточки с заданиями, простые карандаши.

Ход тренинга:

Теоретическая часть (представлена в виде лекции)

1. Знакомство с аудиторией. (Каждый должен поприветствовать группу, пожелав доброго дня и представиться)
2.
Объяснение цели и задач тренинга.
В настоящее время состояние русского языка переживает упадок, в связи со снижением интереса к чтению художественной литературы, вульгаризацией бытовых разговоров. Это связано как с возрастным и образовательным разнообразием участников коммуникации, искусственным ускорением темпа речи, так и с большим числом жаргонизмов, сленга, иностранных слов и выражений. При этом, достигнув определенного уровня развития, деловые люди понимают, что основы грамотной речи должны входить в образовательный минимум каждого человека. Почему?
Правильная и красивая речь выгодно отличает собеседника, давая ему несомненный приоритет в ведении разговора. Человек приобретает уверенность в себе, понимая, что его приятно слушать другим людям. Однако лишь длительная и упорная тренировка мышления и речи поможет Вам превратить свой текст в последовательное и мелодичное изложение мыслей.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.

3. «Знакомство с понятием «Техника речи»
Техника речи – это, прежде всего, правильное речевое дыхание, ораторское мастерство (правильно поставленная дикция, артикуляция, поставленный голос), краткость и точность изложения мыслей, логика речи.
4.
Рассказ о технике речи и о её составляющих компонентах.

Техника речи

Тем, кому однажды приходит в голову мысль «хочу говорить красиво», техника речи предоставит все возможности для того, чтобы понять, как развить красивую речь и улучшить дикцию.
Техника правильного дыхания. Используя глубокий вдох, Вы сможете применять «поддержку дыхания» в процессе произношения гласных и согласных в медленном темпе, выговаривая каждый слог и слово. Это создает предпосылки для овладения всеми оттенками русской речи.
Ораторское мастерство. Плавность речи, хорошая артикуляция, чёткое и звучное произношение заставляют собеседника внимательно слушать. Красивая разговорная речь подразумевает тренировку с помощью скороговорок, шепота, намеренно быстрого произношения. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса пение песен. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!
Краткость, точность изложения. Тренируйтесь доносить свою мысль лаконично.
Логика речи. При разговоре необходимо следить за логикой изложения мыслей, причинно-следственными связями, без чего невозможна по-настоящему красивая русская речь. Логика мышления и языка опирается на общую образованность и широкий кругозор.
Применяя упражнения для красивой речи, Вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность, научиться искусству убеждения и воздействия на слушателей.

Практическая часть

Упражнения

Упражнение 1
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1.Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
2.Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Как считают специалисты, вибрации, возникающие при активном произнесении (пении) звука «О», способствуют массажу сердца. А звук «И» снимает невроз, уменьшает чувство страха. Проверьте это на собственном опыте – в том случае, когда у вас ноет сердце или же вы испытываете чувство страха.
Упражнение 2
-Продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов разные чувства (по выбору): злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение. Выбрать «чемпиона группы»
Упражнение 3
Разные чувства (по вашему выбору) продемонстрируйте группе с помощью мимики и жестов. Сумеют ли ваши товарищи угадать, что вы изображали?
Упражнение 4
Определите правильную постановку ударения в словах: торты, позвонишь, досуг, договор, каталог, камбала, кухонный, взяла, дала, брала, досуг, жалюзи, мелисса, партер, диспансер, инсульт, оптовый.
ТОрты», а не «тортЫ», «позвонИшь», а не «позвОнишь», «досУг», а не «дОсуг», «договОр», а не «дОговор», «КаталОг», а не «катАлог», «кАмбала», а не «камбалА», «кУхонный», а не «кухОнный», «взялА», а не «взЯла», «далА», а не «дАла», «бралА», а не «брАла», «жалюзИ», а не «жАлюзи», «мелИсса» а не «мелиссА», «партЕр» а не «пАртер», «диспансЕр», а не «диспАнсер», «инсУльт» а не «Инсульт», «оптОвый», а не «Оптовый».
Упражнение 5 «Имидж»
- Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.
Упражнение 6
- Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».
Упражнение 7 «Мой цвет»
- Расскажите без предварительной подготовки о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему? (Рассказ короткий)
Упражнение 8 «Выбросьте свои проблемы»

Ролевая игра
Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.
Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.
Упражнение 9 «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Упражнение 10 «Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, руководителя. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 11 «Комплимент»
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов.
Упражнение 12 «Речь – сенсация»
Придумайте шуточную речь-сенсацию. Необходимо нафантазировать, вообразить, «изобрести» событие, которым вы могли бы поразить, ошарашить слушателей. Проверьте по реакции аудитории, удалось ли вам ее удивить, вызвать улыбку или смех.
Упражнение 13
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 14
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п»

гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ды – ды – ды – ды - дытт!
Упражнение 15
Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Упражнение 16
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Заключительная часть тренинга


 

 

Это интересно: