→ Роль глаголов в языке. Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений «Ты в ветре веткой пробующем…»

Роль глаголов в языке. Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений «Ты в ветре веткой пробующем…»

Конспект урока по литературному чтению.

Дата проведения: 2.05.2017.
Класс: 3 вУчитель: Черняева Татьяна Владиславовна
Студентка: Власкова Юлия Андреевна
Тема урока: По страницам детских журналов.

Цели урока:
Образовательные: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой;
Развивающие: развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока вместе с учителем; - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
I Орг. момент
-Здравствуйте, дети. Проверьте свою готовность к уроку.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
II Актуализация опорных знаний
Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. ...
Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это (ёжик).Начнём урок с маленького слова - Еж.- Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?- Что вы представили, увидели, услышали, когда прочитали это слово?- Можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке?Моя подсказка. Ёж предлагает принять телеграмму, она читается по первым буквам каждой фамилии Михалков, Успенский, Рачёв,Заходер, Иванов, Лаптев, Канашевич, Алтаев. (МУРЗИЛКА)На доске слоги - МУР, КАР, ЗИЛ, КИ, СЕ, ВЕ, КА, ЛЫ, ТИН, Е.- Зачем нам эти слоги? (Надо составить слова). МУРЗИЛКА, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. (Дети составляют у доски).- Что обозначают эти слова? (Названия журналов).- Для кого предназначены эти журналы? (Для детей).- А зачем детям нужны журналы? (Чтобы больше знать, лучше учиться, читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры).
III Сообщение темы и цели урока
Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока: По страницам детских журналов.Сегодня мы познакомимся с самыми популярными детскими журналами, некоторые из них читали ещё ваши прабабушки и прадедушки
Кто выписывает журналы. Какие именно? Кто покупает журналы? Какие именно?
IV Изучение нового материала
1 Работа с учебником
Чтение учителем учебника на с. 174, учащиеся следят и читают про себя.- О каких детских журналах вы узнали? Прочитайте! (выборочное чтение)
Какие журналы здесь названы?Что в них можно найти? Какие журналы читали ваши прабабушки и прадедушки?– Какие журналы вам приходилось держать в руках?– Чем они вам нравятся? – Какие разделы вы особенно любите читать?
Шишкин лес.Обитатели Шишкиного Леса. HYPERLINK "http://shishkinles.ru/shishkinles/Koksik/pismo_K/" \t "_blank" Коксик, Зубок, тётушка Матильда, HYPERLINK "http://shishkinles.ru/shishkinles/Enot/pismo_E/" \t "_blank" Енотыч и HYPERLINK "http://shishkinles.ru/shishkinles/Shunja/pismo_Sh/" \t "_blank" Шуня ждут их писем с нетерпением!
2 Знакомство с журналом «Мурзилка»
.«Мурзилка» - популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 91 год существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду.
Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.
-Кто такой Мурзилка? -Рассмотрите обложку журнала «Мурзилка». Определите, как часто выходит этот журнал.
-Видно ли по картинке, что этот номер вышел летом?
-В каком месяце он вышел? (В августе, т.к. стоит №8)
«Мурзилка» - это не только детская газета с рассказами и сказками для детей, это еще и полезное детское чтение. Рубрика-это заголовок раздела в газете, журнале Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка («Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры («Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраска и несколько конструкций-самоделок
(дети листают, рассматривают журналы)
Физкультминутка
3 Знакомство с журналом «Весёлые картинки»
-Посмотрите на журнал «Веселые картинки». Когда вышел журнал? (год, месяц)
-Посмотрите, на его название, из каких героев оно состоит? (Весёлых человечков)
Журнал «Весёлые картинки» появился в 1956г. Его читали ещё ваши бабушки и мамы. Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала.
Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР.
-Так почему журнал называется именно «Весёлые картинки»? Что значит слово «юмористический»?
- Юмор – это умение подметить смешную сторону кого-либо или чего-либо и представить, показать её в незлобиво-насмешливом виде.
V Закрепление изученного.
Ребята, сейчас вы будете выполнять такое задание. Представьте, что вы пишете рассказ рассказ для журнала. Раздаю листочки и задания. Один ряд пусть напишет рассказ про свой класс, другой ряд - рассказ про своего лучшего друга, третий - про себя самого, про интересный случай из своей жизни. Потом послушаете, что получилось.
VI Рефлексия
- Какая тема изучалась на уроке?
- С какими детскими журналами мы сегодня познакомились?
- Что вас больше всего удивило? Рассмешило?
- Какой самый старый по году выпуска журнал?
- В названии, какого журнала есть дополнение – юмористический?
- В каком журнале вы можете прочитать о житии святых, о Боге?
- Какие рубрики общие в этих журналах? Какой из них более познавательный, а с каким лучше отдыхать?
- Какой бы журнал вы хотели читать ежемесячно?
VII Итог урока. Домашнее задание
Рассказать родителям о детских периодических журналах. Расспросить, что читали в детстве мамы, папы и бабушки. Подобрать материал для «опубликования» в рубрике журнала «загадки»
Принести какой-нибудь журнал, и рассказать о нём.
Подпись учителя

139. Прочитайте стихотворение Е. Благининой.

      Звенеть сосульки перестали,
      У крыш застыли бахромой.
      Холодным светом заблистали,
      Заледенели, как зимой.

      Но завтра снова солнце встанет,
      Оно возьмётся припекать,
      И по крыльцу забарабанит
      Капель весёлая опять.

  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили.

140. Прочитайте.

Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

  • Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.
  • Запишите глаголы со значением движения.

141. Прочитайте.

  1. Я коня водой пою, песню солнышку пою. (Я. Козловский)
  2. Он купил ириску, решил её не есть. Но как не съесть ириску, когда ириска есть? (А. Барто)
  • Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?
  • Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол?

142. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Назовите глаголы, которые вам помогут составить по рисунку рассказ.
  • Составьте рассказ по рисунку. Запишите несколько предложений из составленного текста.
  • Подчеркните в предложениях глаголы.

143. Прочитайте. Чем интересны предложения?

1. Зависело б от мыла , веснушки я б отмыла . 2. Однажды кот подкрался к попугаю : «Сейчас тебя я, братец, попугаю ...» 3. Медведь в бору, не зная правил , однажды мотоциклом правил и в ёлку врезался. 4. Ты свети, свети, светило , я хочу, чтоб ты светило ... 5. Кто без кисти и белил крыши города белил ?

(Я. Козловский)

  • Какой частью речи является каждое выделенное слово? По каким признакам вы различили эти части речи?
  • Спишите любое предложение. Подчеркните глаголы.

144. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче.

(К. Паустовский)

  • Определите тип текста. Какова в нём роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

145. Прочитайте.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых н..бесных явлений!

Летние грозы пр..ходят над землёй и заваливаются за г..р..зонт. В н..роде любят г..в..рить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху б..ют в землю прямым ударом, то полыхают на ч..рных тучах, как вырванные с корнем в..твистые дерев..я.

Радуги сверкают над дымной, сырой дал..ю. Гром п..р..катывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю.

(К. Паустовский)

  • Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки? Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Укажите их число.

све рка́ть

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Обобщение и систематизация знаний
Создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; совершенствовать умение называть глаголы,
передающие звуки; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы;
определять число глаголов; выполнять звуко­буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок
к тексту; выполнять синтаксический разбор предложения
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло­
педий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать
при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать
самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять
свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные
ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и
этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на
уроке

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
142).
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 86).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Определите тему рисунка.
– Назовите глаголы, которые помогли вам
составить по рисунку рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ.
– Прочитайте отрывок стихотворения И.
Никитина. Вставьте пропущенные глаголы.
– Подчеркните в предложении грамматическую
основу.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Подберите однокоренные слова к слову
«желтый».
– Спишите предложение, вставляя пропущенные
буквы. Подчеркните грамматическую основу
предложения. Назовите все словосочетания.
Составляют рассказ по рисунку. Называют
глаголы в предложениях.
ВЕСНА
Настала теплая весна. Греет яркое солнышко.
Журчат веселые ручейки. Расцвели первые
подснежники. Появилась зеленая травка. На
деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись
перелетные птицы. Весной дети любят пускать
бумажные кораблики.
Вставляют пропущенные глаголы.
Вот и солнце встает,
Из­за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Выполняют чистописание.
Желтые
по несколько штук.
всегда рядышком
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу

1
Работа над
словами с
непро­
веряемым
написанием
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
2
3
Продолжение табл.
4
Организует работу над словом с непроверяемым
написанием.
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций.
(См. РМ, Приложение 2.)
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте. Чем интересны предложения?
– Какой частью речи является каждое выделенное
слово? По каким признакам вы различили эти
части речи?
Принимать
и сохранять
учебную цель
и задачу.
Строить
речевое
высказывание
в устной
форме
Осуществлять
анализ
объектов
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
Читают стихотворение.
Глагол – весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
– Сегодня на уроке мы уточним роль глаголов
в языке; научимся находить глаголы в тексте
Проводят наблюдения на материале связных
текстов.
Списывают. Определяют, какой частью речи
являются выделенные слова. Подчеркивают
глаголы.
Зависело б от мыла (сущ.), веснушки я б
отмыла
(гл.). Однажды кот подкрался к попугаю (сущ.):
«Сейчас тебя я, братец, попугаю (гл.)». Медведь

1
Работа по
учебнику
(упражнение
143)
V. Первичное
закрепление
знаний.
Творческая
работа.
2
3
Продолжение табл.
4
– Спишите любое предложение. Подчеркните
глаголы
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
– Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы
думаете, почему? По частоте употребления глагол
занимает второе место после существительных.
Среди 9 000 наиболее употребляемых слов
глаголов около 2 500. Прочитайте и объясните
выска­зывания о глаголе.
Проводит творческую работу.
– Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти
группы слов назвать предложениями? Что нужно
сделать, чтобы получились предложения?
Долгожданная весна. Веселая капель.
Говорливые ручьи. Деревья в листву.
Перелетные птицы.
– Вам нужно дополнить текст на тему «Весна»
подходящими по смыслу глаголами, употребив
их в настоящем, прошедшем, будущем времени.
Можно добавить в предложения необходимые
в бору, не зная правил (сущ.), однажды
мотоциклом правил (гл.) и в елку врезался. Ты
свети, свети, светило (сущ.), я хочу, чтоб ты
светило (гл.). Кто без кисти и белил (сущ.)
крыши города
белил (гл.)?
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Выполняют аналитические
упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по
теме.
Объясняют высказывания.
«Глагол является основой языка. Найти верный
глагол для фразы – значит дать движение
фразе». (А. Н. Толстой)
«Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола – выражать само
действие». (А. Югов)
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы­
сказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи
Дополняют текст.
Наступила долгожданная весна. Звенит веселая
капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья
оденутся в листву. На родину возвратятся

второстепенные члены.
перелетные птицы.

1
Работа по
учебнику
(упражнение
144)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению и
обобщению
приобретенны
х знаний и
умений.
Работа по
учебнику
(упражнение
145).
2
3
Продолжение табл.
4
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Определите тип текста. Какова в нем роль
глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.
– Спишите. Подчеркните в словах изученные
орфограммы
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Прочитайте. Что вы представили, увидели,
услышали, читая эти строки? Какую роль выпол­
няют глаголы в пейзажных зарисовках грозы,
молнии, грома, радуги?
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните глаголы. Укажите их число.
Списывают. Подчеркивают в словах изученные
орфограммы. (См. РМ, Приложение 3.)
Выполняют звуко­буквенный разбор слова
«ручей». (См. РМ, Приложение 4.)
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции.
Списывают, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркивают глаголы. Указывают их число.
Сколько превосходных слов существует (ед. ч.)
в русском языке для так называемых небесных
явлений!
Летние грозы проходят (мн. ч.) над землей
и заваливаются (мн. ч.) за горизонт. В народе
любят (мн. ч.) говорить, что туча не прошла
(ед. ч.), а свалилась (ед.ч.).
Молнии то с размаху бьют (мн. ч.) в землю
прямым ударом, то полыхают (мн. ч.) на
черных тучах, как вырванные с корнем
ветвистые деревья.
Радуги сверкают (мн. ч.) над дымной, сырой
далью. Гром прокатывается (ед. ч.), грохочет
(ед. ч.), ворчит (ед. ч.), рокочет (ед. ч.),
встряхивает (ед. ч.) землю.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Гром прокатывается, грохочет, ворчит,
рокочет, встряхивает землю.
Понимать
на слух ответы
одноклас­
сников.
Слушать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Строить
монологически
е
высказывания.
Адекватно
использовать
речевые

8. «Хранила я среди младых созвучий…»

Хранила я среди младых созвучий
Задумчивый и нежный образ дня.
Вот дунул вихрь, поднялся прах летучий,
И солнца нет, и сумрак вкруг меня.

Но в келье - май, и я живу, незрима,
Одна, в цветах, и жду другой весны.
Идите прочь - я чую серафима,
Мне чужды здесь земные ваши сны.

Идите прочь, скитальцы, дети, боги!
Я расцвету еще в последний день,

Моя любовь - немеющая тень.
17 октября 1901

Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.»

В рамках романа Любочки с Сашурой…
Представьте измученного «беспричинной ревностью», приступами отчаяния 20-тилетнего Блока, увидьте их встречу – на Невском, в сумерках… Совершенно случайную… Как на зимой на Сенной площади, как в театре на соседних местах, как мистическим летом в Богом забытой деревеньке или посреди Церковного леса… Случайно – раз, два, три – в двухмиллионном городе, случайно в миллионногектарном подмосковье…
Теперь вслушайтесь в слова Любови Дмитриевной: «Позволила идти с собой». Всей «привычной суровостью» насладились? Всю «привычную суровость» впитали? А теперь услышьте: «Я рассказала, куда иду и как все это вышло».
Если Вы всё правильно представили, увидели, услышали – у Вас должна закружиться голова.

В рамках сюжета СПД – это вставка чужим почерком - ответ Твой на обвинения: какие «страсти»? Страсти у той, у русской твоей Венеры, а у меня–

Мои мечты - священные чертоги,
Моя любовь - немеющая тень.

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ()

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».

3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».

4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.

Вставка чужим почерком.

8. «Хранила я среди младых созвучий…» ()
Вставка другим почерком: «Какие страсти?! - Мои мечты - священные чертоги, моя любовь - немеющая тень.»

9. «Медленно в двери церковные…» ()
Вставка другим почерком: «в церковные двери я вхожу без сомнения.»
10. «Ловлю я тонкий прах надежды…» ()
Вставка другим почерком: «тоска по брачному венцу».
11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…» (

Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений (по романсу «Сирень»). 6 класс

Цель: обучение описанию предмета, который вызывает эстетические чувства (цветок). Подготовка к описанию необычного предмета - цветка, о котором «рассказал» русский композитор.

Развитие творческих способностей учащихся.

Задача: помочь выразить в письменном высказывании возникшие у детей чувства.

Оборудование: романс «Сирень», репродукция картины «Сирень», стихотворения Б. Пастернака «Сирень», «Ты в ветре веткой пробующем…», портрет, таблица-словарь, записи на доске (теория: романс, вокализ; описание, композиция описания, эпиграф).

Данный урок является интегрированным: русский язык + музыка.

Ход урока

1. Слово учителя.

Цель урока: вам сегодня предстоит подготовиться к описанию необычного поэтического предмета - цветка сирени, о котором «рассказал» в своём романсе русский композитор.

Какие чувства вызывает у вас этот цветок? Какое впечатление производит? Нравится ли он вам?

2. Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к уроку мною выбрано высказывание о романсе «Сирень».

(Эпиграф - изречение, цитата, находящееся перед произведением, главой и сосредоточивающее мысль на его идее.)

Романс «Сирень» воспринимается как музыкальный «портрет»

Цветущего сиреневого сада, в котором композитор передал тончайшие оттенки чувств, вызванных весенним возрождением.

Постараемся «увидеть» то, о чём говорил Астафьев.

3. Слово учителя. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, прекрасному ароматному растению, Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. По словам композитора. Скромная ветка сирени была «царицей» его души.

Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. А какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет - частицу российского пейзажа.

4. Прослушивание романса.

Подготовьтесь к прослушиванию музыки романса Сергея Васильевича Рахманинова. Для этого сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте не только услышать эту музыку, но и «увидеть», почувствовать её.

Представьте, что майским утром вы входите в сиреневый сад…(звучит музыка).

5. Беседа. Обмен впечатлениями.

Вспомните, а что же такое романс? (Романс - небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.)

Вы слушали романс без слов, вспомните, как называется такое исполнение? (Вокализ.)

Прекрасная музыка, не правда ли?

Воспроизведите про себя то, что вы услышали, «увидели» и почувствовали.

Вам понравилась музыка?

Какие чувства она у вас вызвала?

Расскажите о том, что вы «увидели», услышали в сиреневом саду.

Опишите запахи сада.

Какой вы представили сирень в музыкальном саду?

В самом музыкальном произведении не называются краски сиреневого сада. Но если внимательно слушать музыку, она поможет вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому нам, слушателям, иногда кажется, что увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником-художником.

Ребята, вы рассказали о своих впечатлениях. А вот таким сиреневый сад увидела я (на фоне музыки романса):

Мне кажется, что композитор передаёт в своём романсе весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматами сиреневого сада с помощью звуков. Романс «Сирень» словно пронизан лучами ласкового майского солнца. В музыке можно услышать шелест проснувшихся ветвей, можно «увидеть», как склоняют головы душистые тяжёлые грозди, ещё мокрые от ночной росы. Чувствуется свежесть и лёгкая прохлада солнечного утра. Музыка напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного. Кажется, что вместе с композитором можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картинах Петра Петровича Кончаловского.

Как, с помощью чего художник передаёт свежесть и великолепие цветов?

А чем воспользуется поэт, писатель для создания образа цветов сирени? (словом! Поэт воспользуется выразительными средствами языка!)

Послушайте стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, посвященные сирени. С произведениями поэта нас познакомят ученики.

(Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!

У капель - тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.

Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал.
Вдруг дух сырой прогорклости
По платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.)

«Сирень»

(Положим,- гудение улья,

И сад утопает в стряпне,

И спинки соломенных стульев,

И черные зерна слепней.

И вдруг объявляется отдых,

И всюду бросают дела.

Далекая молодость в сотах,

Седая сирень расцвела!

Уж где-то телеги и лето,

И гром отмыкает кусты,

И ливень въезжает в кассеты

Отстроившейся красоты.

И чуть наполняет повозка

Раскатистым воздухом свод,-

Лиловое зданье из воска,

До облака вставши, плывет.

И тучи играют в горелки,

И слышится старшего речь,

Что надо сирени в тарелке

Путем отстояться и стечь.)

А вы же подобно писателям, поэтам попробуете в своих сочинениях «нарисовать» картину сиреневого сада, созданного в романсе «Сирень» .

(Прослушивание музыки.)

6. Работа над композицией сочинения.

Вы попробуете создать сочинение-описание. То есть в ваших работах будет преобладать тип речи - описание.

Вспомним, что такое описание как тип речи. Что значит «описать»?

Работа с таблицей.

ОПИСАНИЕ (Какой? Каков? Что из себя представляет?)

ОПИСАТЬ - «нарисовать», воспроизвести какую-либо картину.

КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ

А) Вступление, передающее общие впечатления от предмета описания.

Б) Основная часть, раскрывающая свойства описываемого предмета.

В) Концовка (часто содержит оценочный момент).

Трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю вам вариант начала сочинения:

Когда я слушаю музыку, я как будто попадаю в… (я вижу…)

(Договоримся, что вы воспользуетесь данным началом, если не сможете начать по-своему.)

В первой части вы напишете о том, что «увидели», услышали, почувствовали и пережили, когда слушали музыку.

А чтобы ваш читатель понял, что речь идёт о музыкальном образе сирени, постарайтесь передать словами особенности романса, его настроение. Это можно сделать попутно, описывая саму сирень, которую вы «увидели» в музыке Рахманинова.

Также включите в сочинение вторую часть и начните её словами «Музыка словно…» или «Звуки музыки (какие?)…».

В третьей части напишите, понравилось ли это музыкальное произведение, чем.

В написании сочинения вам помогут таблицы с опорными словами.

7. Итоговое прослушивание.

Послушайте романс ещё раз, но уже со словами.

Сядьте удобно, можете закрыть глаза.

Вслушайтесь в музыку, в слова романса и оживите те впечатления, о которых вы говорили на уроке.

Итак, раннее майское утро, вы выбегаете в сад…

(Звучит романс.)

8. Написание сочинения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица-словарь к сочинению

Чувства

Радость, восторг, ощущение счастья, лёгкая грусть, щемящая нежность

Звуки сада

Шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня; лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия; тихие вздохи просыпающегося душистого моря

Майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы.

Воздух в саду

Сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный , чистый, прозрачный, утренний, напоённый запахами.

Сирень

Ветви: гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к солнцу, нарядные.

Грозди: крупные свежие, тяжёлые, влажные, мокрые от росы и дождя.

Цветы: звёздочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые.

Аромат сирени: медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный.

Цветовая палитра: сирень нежно-розовая, жемчужная, серебристая, опаловая, таинственно-голубоватая, сказочно-прекрасная, разноцветная.






Б. Пастернак

«Ты в ветре веткой пробующем…»

Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!

У капель - тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.

Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал.
Вдруг дух сырой прогорклости
По платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.

«Сирень»

Положим,- гудение улья,

И сад утопает в стряпне,

И спинки соломенных стульев,

И черные зерна слепней.

И вдруг объявляется отдых,

И всюду бросают дела.

Далекая молодость в сотах,

Седая сирень расцвела!

Уж где-то телеги и лето,

И гром отмыкает кусты,

И ливень въезжает в кассеты

Отстроившейся красоты.

И чуть наполняет повозка

Раскатистым воздухом свод,-

Лиловое зданье из воска,

До облака вставши, плывет.

И тучи играют в горелки,

И слышится старшего речь,

Что надо сирени в тарелке

Путем отстояться и стечь.

 

 

Это интересно: