→ Как придумать что-то новое или генерация идей. Шпаргалка как придумать новую идею Как создать что то уникальное

Как придумать что-то новое или генерация идей. Шпаргалка как придумать новую идею Как создать что то уникальное

ФОТО Getty Images

Давайте сразу проверим, насколько творчески вы мыслите.

Не задумываясь и быстро назовите поэта, часть тела и фрукт. Только после читайте дальше.

Большинство россиян вспомнят Пушкина или Есенина, нос или губы, яблоко или апельсин. Это происходит из-за общего культурного кода. Если вы не упомянули ни один из ответов, поздравляю: вы творческий человек. Если ответы совпали, отчаиваться не стоит – творческие способности можно развить.

Ловушки творчества

Чтобы сделать открытие, нужно много учиться: разбираться в предмете и не изобретать велосипед. Парадокс в том, что именно знания мешают совершать открытия.

Образование основано на штампах «как надо» и на списке запретов «как нельзя». Эти оковы мешают творить. Придумать новое – взглянуть на известный предмет под необычным углом, без запретов и ограничений.

Однажды студент Калифорнийского университета Джордж Данциг опоздал на лекцию. На доске было уравнение. Джордж решил, что это домашнее задание. Он ломал над ним голову несколько дней и очень волновался, что сдал решение с опозданием.

Через пару дней в дверь Джорджа постучал взволнованный профессор университета. Оказалось, Джордж случайно доказал теоремы, над решением которых бились десятки математиков, начиная с Эйнштейна.

Преподаватель записал теоремы на доске как пример нерешаемых задач. Другие студенты были уверены, что ответа нет, и даже не пытались его найти.

Альберт Эйнштейн говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие»

В 1951 году психолог Соломон Аш попросил студентов Гарварда «проверить зрение». Группе из семи человек он демонстрировал карточки, а потом задавал по ним вопросы. Правильные ответы были очевидны.

Из семи человек только один был участником эксперимента. Шесть других работали «подсадными утками». Они специально выбирали неправильные ответы.

Настоящий участник всегда отвечал последним. Он был уверен, что остальные ошибаются. Но когда очередь доходила до него, он подчинялся мнению большинства и отвечал неправильно.

Мы выбираем готовые ответы не потому, что слабохарактерны или глупы. На решение задачи мозг расходует много энергии, а все рефлексы организма направлены на то, чтобы ее сохранять. Готовые ответы экономят ресурсы.

Мы на автомате водим машину, наливаем кофе, закрываем квартиру, выбираем одни и те же бренды. Если бы мы обдумывали каждое действие, уставали бы быстрее. Но для выхода из нестандартной ситуации придется сражаться с ленивым мозгом.

Стандартные ответы не продвинут вперед. Мир постоянно развивается, и мы ждем новинок.

Марк Цукерберг не создал бы Facebook, если бы был уверен, что форумов людям достаточно для общения.

Приготовить шоколад в форме яйца или налить молоко в пакет вместо бутылки – значит сломать стереотипы у себя в голове. Именно это умение комбинировать несовместимое помогает придумывать новые, более удобные и полезные вещи.

Коллективный креатив

По исследованиям Северо-Западного университета США, за последние 50 лет уровень открытий, совершенных группами ученых, увеличился на 95%.

Причина – усложнение процессов и увеличение объема информации. Если изобретатели первого самолета братья Уилбур (Wilbur Wright) и Орвилл Райт (Orville Wright) собирали летающий аппарат вдвоем, сегодня только для одного двигателя Боинга нужны сотни рабочих. Если раньше бизнес состоял из одной-двух торговых лавок, сегодня компании владеют точками по всему миру.

Когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью

Метод мозгового штурма

В книге «Управляемое воображение» Алекс Осборн (Alex Osbourne) описал метод мозгового штурма .

Во время Второй мировой войны Алекс Осборн служил офицером на корабле, перевозившем военные грузы в Европу. Корабли были беззащитны перед торпедными атаками противника. В один из рейсов Алекс предложил морякам высказать самые безумные идеи, как уберечь судно от торпед.

Один из матросов пошутил, что все моряки должны встать по борту и дуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Благодаря этой фантастической идее по бокам судна установили подводные вентиляторы. При приближении торпеды они создавали мощную струю, которая «отдувала» опасность в сторону.

Мы наверняка слышали о мозговом штурме, возможно, даже применяли. Но точно забывали о главном правиле мозгового штурма: когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью. Если бы матросы боялись офицера, никто бы не стал шутить, – решение так и не нашли бы. Страх мешает творить.

Правильный мозговой штурм проводят в три этапа.

Подготовка: обозначить проблему.

Креатив: запретить критику, собрать как можно больше идей.

Отбор: проанализировать результаты, выбрать 2–3 идеи и применить их.

Мозговой штурм работает, когда в обсуждении участвуют сотрудники разного уровня. Не один руководитель и подчиненные, а несколько руководителей отделов и подчиненные. Страхи выглядеть глупо перед лицом начальства и осуждения от вышестоящего мешают высказывать свежие идеи.

Нельзя говорить, что идея плохая. Нельзя отвергать идею, потому что «это смешно», «так никто не делает» и «как ты собираешься это воплотить». Пользу приносит только конструктивная критика.

В 2003 году Харлан Немет (Charlan Nemeth), профессор психологии из Университета Калифорнии, провела эксперимент.

265 студенток разбили на три группы и предложили решить проблему пробок в Сан-Франциско.

Первая группа работала по системе мозгового штурма – никакой критики на этапе креатива. Второй группе разрешили спорить. Третья группа не получила условий.

Группа, где участники вели дебаты во время обсуждения, высказала на 20% больше идей, чем ее противники. После окончания каждую участницу спросили, не хочет ли она добавить еще пару идей. Члены первой и третьей предложили по 2–3 идеи. Девушки из группы спорщиков назвали по семь идей.

Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо – тогда мозговой штурм сработает

Критика-спор помогает увидеть недостатки идеи и найти зацепки для воплощения новых идей. Мозговой штурм не работает, если в обсуждении допускается субъективная оценка: вам не нравится идея, но нравится человек, который ее высказал. И наоборот. Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо. Проблема – найти его.

Техника «трех стульев»

Решение придумал Уолт Дисней – он разработал технику «трех стульев» . Великий мультипликатор проводил мозговые штурмы так:

Есть нестандартная задача. Представьте три стула. Один участник мысленно занимает первый стул и становится «мечтателем». Он придумывает самые фантастические методы решения задачи.

Второй садится на стул «реалиста» и описывает, как бы он воплощал идеи «мечтателя» в жизнь. Участник примеряет эту роль независимо от того, как сам относится к идее. Его задача – оценить трудности и возможности.

Последний стул занимает «критик» . Он оценивает предложения «реалиста». Решает, какие ресурсы можно использовать в воплощении. Отсеивает идеи, которые не подходят по условиям, и выбирает оптимальную.

Применение этого метода занимает 15 минут рабочего времени. Главное в любом коллективном методе – выслушать участника группы. Каждая мысль – ступенька на пути к решению задачи.

Рецепт гения

Креативность – законы, а не таланты. Это не умение увидеть таблицу химических элементов во сне. Это конкретные методики, которые помогают расшевелить сознание.

Если вам кажется, что вы не умеете мыслить творчески, значит, ваше воображение спит. Его можно разбудить. Методов, схем и теорий по творческому развитию много. Неважно, какую именно методику вы выберете для себя. Есть общие правила, которые помогут в любом креативном поиске.

Четко формулировать. Правильно заданный вопрос содержит большую часть ответа. Не стоит спрашивать себя: «Что делать?» Представьте результат, который вы хотите получить, и подумайте, какими способами его можно добиться. Зная, что нужно получить в финале, намного проще искать ответ.

Бороться с запретами. Не верьте на слово. Задача не решаема, если вы попробовали и не получилось. Не используйте готовые ответы: они как полуфабрикаты – решат проблему голода, но сделают это с меньшей пользой для здоровья.

Совмещать несовместимое. Выдумывайте что-то новое каждый день: меняйте маршрут до работы, находите общее между вороном и письменным столом, считайте количество красных пальто по дороге к метро. Эти странные задачи тренируют мозг быстрее выходить за рамки привычного и искать подходящие решения.

Уважать коллег. Выслушивайте мнение тех, кто работает над задачей рядом с вами. Даже если их идеи кажутся абсурдными. Они могут стать толчком для ваших открытий и помогут продвинуться в нужном направлении.

Воплощать идею. Нереализованные идеи не стоят ничего. Придумать интересный ход не так сложно, как применить его на практике. Если ход уникален, под него нет ни инструментов, ни исследований. Воплотить его возможно только на свой страх и риск. Творческие решения требуют смелости, но приносят самые желанные плоды.

Подробнее см. на сайте «Большие планы».



Придумывать

Приду́мывать

глаг. , нсв. , употр. часто

Морфология: я приду́мываю , ты приду́мываешь , он/она/оно приду́мывает , мы приду́мываем , вы приду́мываете , они приду́мывают , приду́мывай , приду́мывайте , приду́мывал , приду́мывала , приду́мывало , приду́мывали , приду́мывающий , приду́мываемый , приду́мывавший , приду́мывая ; св. приду́мать ; сущ. , с. приду́мывание

1. Если вы придумываете что-либо, например объяснение, решение и т. п., значит, перебирая в голове всевозможные варианты чего-либо, вы пытаетесь найти тот, который вам больше нравится, полностью удовлетворяет вас, помогает вам выйти из какой-то ситуации.

Ты постоянно придумываешь какие-то отговорки, лишь бы делом не заниматься. |

св.

Отличный план! Интересно, кто его придумал? | Нет, это не поможет, нужно придумать, что-то другое.

2. Если вы придумываете новый метод, механизм и т. п., значит, вы изобретаете его, создаёте.

Ежегодно сотрудники лаборатории придумывают несколько новых моделей стрелкового оружия. |

св.

Мама, а кто придумал телефон? | Учёные придумали новый способ лечения опухолевых заболеваний.

3. Если вы придумываете рассказ, стихотворение и т. п., значит, вы сочиняете их.

Я люблю придумывать сказки. |

св.

Писатель придумал интересный сюжет.

4. Если вам говорят, что вы придумываете что-либо, значит, ваш собеседник считает, что то, о чём вы рассказываете, думаете, не соответствует действительности, существует только в вашем воображении.

Вечно ты придумываешь какие-то трагедии. |

св.

Нет здесь никаких волков. Не придумывай! | Придумала, что я в неё влюблён.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Смотреть что такое "придумывать" в других словарях:

    См. сочинять... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. придумывать выдумывать, сочинять; изобретать, замышлять, фантазировать, задумывать, удумывать, непщевать, складывать,… … Словарь синонимов

    ПРИДУМЫВАТЬ, придумать что, примыслить, изобрести, изыскивать умом, находить, открывать, размышляя, дойти своим умом, воображением. Придумай сказку, выдумай. Хитро придумано: чай пить! Придумывает, от нечего делать, затевает, причудничает.… … Толковый словарь Даля

    ПРИДУМЫВАТЬ, придумываю, придумываешь. несовер. к придумать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПРИДУМАТЬ, аю, аешь; анный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    придумывать - изобретать — Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы изобретать EN devise … Справочник технического переводчика

    придумывать - ▲ думать о (чем) создание (чего), логический, построение < > анализ придумывать создавать логические конструкции. придуманный. выдумывать. выдуманный. сочинение (заниматься #). сочинитель. сочинять (# сказки). насочинять. изобретение… … Идеографический словарь русского языка

    придумывать - ПРИДУМЫВАТЬ1, несов. (сов. придумать), что. Решать (решить) вопрос, проблему, изыскав необычные пути их решения; Син.: выдумывать, измышлять, изобретать, сочинять, фантазировать . Я не… … Большой толковый словарь русских глаголов

    Несов. перех. 1. Приходить к какому либо решению в результате размышления, раздумья и т.п. отт. Создавать что либо в мыслях, воображении; сочинять. отт. разг. Изобретать. 2. Выдумывать то, чего не было, нет. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    придумывать - прид умывать, аю, ает … Русский орфографический словарь

    придумывать - (I), приду/мываю, ваешь, вают … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Создай свою вселенную. Как придумывать истории, персонажей и развивать воображение , Маклеод Грег , Маклеод Майлз , О книге Если вы когда-нибудь мечтали создать анимационный фильм, графическую новеллу, снять кино, телесериал или написать книгу, то бывает трудно понять, с чего начать осуществление этой… Серия: МИФ. Творчество Издатель: Манн, Иванов и Фербер ,
  • Книга гениальных идей. И как их придумывать , Грег Маклеод , Майлз Маклеод , О книге Интерактивная книга от лауреатов премии BAFTA - команды братьев Маклеод. Со множеством упражнений - от рисования причудливых существ и придумывания названий для новых изобретений до… Серия: МИФ. Активити для взрослых Издатель:

Когда-то я считала себя человеком, совершенно неспособным к какой-либо выдумке. Ну, не пашет фантазия, и всё! Видели бы вы, какую чушь я нарисовала в школе, когда нам по истории науки и техники дали задание придумать машину будущего! :(Однажды мне стало обидно от такой несправедливости, и я решила покопаться в интернете в поисках лекарства. Потому что в жизни часто очень нужно уметь что-нибудь придумать (тему номера для "Студенческой весны", способ заработка, рекламную статью, слоган, да мало ли чего). Да и самооценка страдала от осознания такой неполноценности.
И, представьте себе, оказывается, лекарство есть! Уже не помню, где я это нашла, но сделала для себя шпаргалку, в которую время от времени подглядываю, а сейчас, вот, с вами делюсь.
Методов я накопала аж несколько. Работают автоматически, только применяй. Лично опробовала их все на конкретных личных и рабочих примерах, результат появлялся сразу же! Просто, как молоток, бери и пользуйся, никаких сложностей, никаких требований к пользователю. Какие-то вам понравятся больше, какие-то меньше, какие-то подходят для одних ситуаций, какие-то для других, есть и универсальные (но про них я расскажу в отдельной статье, очень тема обширная). Так что, читаем-выбираем-пользуемся!
Да, прежде чем начну рассказывать, должна упомянуть одно общее для любых методов правило: когда что-то придумываете, если у вас в руках нет бумаги и ручки, вы просто зря тратите время. Перестаньте делать вид, что заняты придумыванием чего-то, если даже не пытаетесь записывать, и просто продолжите плевать в потолок. Ручка и бумага - основа успеха в этом деле!


1. Метод фальшивых лиц
придумать что-то новое, оригинальное .
Чтобы понять, в чем суть метода, посмотрите на всем известную картинку:
Все знают, что на этой картинке можно увидеть либо вазу, либо 2 лица, смотря на чем сфокусироваться. А теперь вот это "смотря на чем сфокусироваться" переносим на наши попытки придумать идею. Ведь зачастую мы не можем увидеть что-то новое только потому, что фокусируемся на старом, всем известном. Порядок действий здесь такой:

  1. записываем исходные установки,
  2. оспариваем их,
  3. находим альтернативные и прямо противоположные им (меняем слова местами, придаем им противоположный смысл и т.д.)
Наверное, пока еще не очень понятно, давайте разберем на примере. Допустим, нам дали задание придумать сценку для той же "Студенческой весны". Конечно же, мы протянули с этим до последнего дня, завтра уже концерт, а у нас еще ни актеров, ни реквизита, ни сценария. В интернет не лезем - бесполезно, тем более все группы из интернета скачают и одно и то же показывать будут. Что ж, без паники, садимся и действуем по списку:
  1. Исходные установки: сценка о студенческой жизни. Студенческая жизнь: учеба, преподаватели, сессия, спортивные секции, курсовая, диплом. В общем, пишем сюда все свои ассоциации. Можно и побольше написать, но для примера хватит.
  2. Оспариваем: только ли из учебы состоит студенческая жизнь? Чем живут студенты за пределами института? Что есть в студенчестве интересного и не связанного с учебой? Работа, тусовки, хобби, дом, друзья, книги, компьютерные игры. Сюда тоже пишем все ассоциации.
  3. А теперь начинаем играться со всем, что записали. Будем представлять противоположные ситуации и/или просто записывать антонимы:
  • учеба: работа, отдых, дискотека
  • преподаватели: студенты, родители, дети
  • сессия: каникулы
  • преподаватели учат - преподаватели не учат
  • студенты учатся - студенты бездельничают
  • преподаватели-интеллигенция - преподаватели-рабочие
  • работа: начальник студента - начальник-студент
  • субординация: студент-преподаватель-ректор (меняем местами)

Список можно продолжать еще долго, но даже пока это записывала, уже куча идей в голове роилась. А что, если представить ситуацию, что преподаватели - это чьи-то дети? И как они выглядят в домашней обстановке, в общении со своими родителями? Можно придумать об этом вполне забавную сценку. Или показать сценку о том, что будет, если студенты и преподаватели на один день поменяются местами? Это, правда, не очень оригинально, в КВНе уже не раз такое было, но метод же работает. Или директор какого-то предприятия становится студентом, можно показать, как он, к примеру, экзамен сдает, пользуясь поддержкой своих замов и секретаря. А что если представить ВУЗ, в котором преподаватели относятся к лекциям и экзаменам, так же, как, например, работники ЖЭКа? Хехе, уже картинки в голове пошли, как пьяный в дрободан, вывалявшийся в грязи препод заваливает в аудиторию с брезентовой котомкой на плече... А после его ухода студенты знают еще меньше, чем до этого:))) В общем, видите, фантазия разыгралась, успевай только записывать. Проверьте на своем примере, и убедитесь.

2. Метод ломтиков и кубиков



Метод хорош для тех случаев, когда нужно решить какую-то проблему или улучшить что-то .
Метод заключается в следующем: не хватайтесь за всю проблему сразу, целиком. Разделите ее на ломтики/кубики и беритесь за каждый кусочек в отдельности. Поясню на примере. Я. ведь, уже упоминала о той чуши, которую я когда-то в школе нарисовала в качестве машины будущего? Так вот, если бы я тогда знала о методе ломтиков и кубиков, я бы придумала кое-что получше, чем непонятная железная монстрятина с загадочным предназначением. Итак, у нас есть задание: придумать машину будущего. Вместо того, чтобы мучительно пялиться на пустой листок бумаги, поступим по-научному: разделим проблему на кусочки. Будем отправлять машину в будущее по частям. Допустим, разделим ее на 2 ломтика: функционал и дизайн. Можно придумать еще несколько ломтиков, кому охота, но для примера хватит и двух. Пока что жизнь легче не стала (хотя, кому-то этого окажется достаточно), поэтому разделим ломтики на кубики, т.е. распишем, какие конкретно мы хотим видеть функции у машины будущего, и какие элементы дизайна, по нашему мнению, у нее должны присутствовать. Ну, например, пишем:
Функции:

  • полет (этой функции в будущем не будет только у ВАЗов, ежу понятно),
  • полная автоматика (водительское сиденье выкидываем нафиг),
  • персональное средство информации и коммуникации (ну, там, прогноз погоды рассказать, шутку юмора пошутить, начальнику сообщить, что в пробке стоишь),
  • заправка от энергии космоса (чтоб нахаляву),
  • ну, и искусственный интеллект, конечно: выбрать оптимальный маршрут, место на парковке заранее забить, саму себя продиагностировать и своевременно сообщить о необходимой профилактике и все такое.
  • по-любому должно быть что-то похожее на крылья, стабилизатор и руль высоты, если только мы не решили, что наша машина будет летать на чудесах. Причем, в общем и целом, корпус должен быть очень обтекаемым, то бишь зализанным. Колеса на время полета, возможно, стоит прятать.;
  • поскольку водители больше не нужны, то и руль с педалями из салона торчать не должны. Лучше подумаем о том, как мы расположим пассажира: лицом к движению или спиной, а может, боком? А вдруг он будет не один? Да еще киношку посмотреть захочет? В общем, из лобового стекла мы делаем экран, а детали салона нам особо не важны - это же просто школьный рисунок, от нас не требуется нарисовать все ракурсы;
  • ну, способность машины поддерживать с нами непринужденный разговор во время поездки мы никак на рисунке отобразить не сможем, а для связи можно куда-нибудь пару небольших спутниковых антеннок воткнуть;
  • для функции заправки от энергии космоса на капот зафигачим какую-нибудь штуку для приема и преобразования этой самой энергии. Можем с чистой совестью сделать ее в виде тарелки. Или еще пофантазируем;
  • искусственный интеллект нарисовать, наверное, сложно, так что теперь продумаем цвет машины, возможно, аэрографию, и мелкие детали тюнинга (спойлер и в будущем никто не отменял;)).

А вот теперь рисуем то, что мы нафантазировали. Уже гораздо легче, правда? Я, возможно, не самый лучший автоконструктор в мире, но на этом примере я показала, как можно разобраться с проблемой по частям, даже если сначала она казалась совсем неподъемной (уж поверьте, нарисовать машину будущего 12-летней девочке, которой и машины настоящего-то по барабану, - не самое легкое задание).

Ну вот, теперь у вас в арсенале есть целых 2 способа придумать гениальную идею. Мне осталось написать еще всего лишь 11:)

Желаю всем творческого полета, экипаж прощается с вами до следующей недели! ;)

Продолжение здесь: Часть 2 , Часть 3 , Часть 4 , Часть 5 (последняя)

Итак, вы хотите начать собственный бизнес, у вас есть для этого все ресурсы - не хватает только отличной деловой идеи. Как идея вообще появляется на уме? Что можно сделать, чтобы придумать великолепный бизнес-план, который действительно принесет вам деньги? Успех вовсе не является отличительной характеристикой определенной группы населения - прекрасные бизнес-идеи могут посетить кого угодно. Любой человек может пережить этот удивительный момент, после которого на вещи начинаешь смотреть иначе. Вам просто нужно начать мыслить креативнее, открыть свое сознание и приступить к поиску самых лучших деловых идей, способных изменить вашу собственную жизнь и жизни окружающих вас людей. Неважно, мечтаете ли вы о бизнесе в интернете, о домашнем или просто хотите открыть небольшую фирму, вам в любом случае стоит узнать, какие привычки разделяют все люди, которым удалось добиться успеха в собственном деле. Нет никакой готовой формулы, которая подарит вам идеи, но все же эти привычки помогут вам развить ваше воображение. Если вы будете их у себя развивать, возможно, вы станете настоящим гением креатива.

Ищите вдохновение в неожиданных местах

Никогда не ограничивайте себя одним конкретным полем. Если вы хотите придумать идеальную бизнес-идею, ищите вдохновение повсюду. Стройте инновационные планы, не бойтесь пробовать что-то необычное и мыслить нетрадиционным образом. Людям, которые мечтают о новой деловой идее, следует наблюдать за природой и мыслить как можно более объективно. Не следуйте сфере своей работы, прислушивайтесь ко всем новым идеям окружающих вас людей. Возможно, так вы найдете что-то полезное. Просто слушайте, а решите потом.

Принимайте решения без спешки

Еще одна привычка, о которой вам стоит задуматься, это склонность принимать решения без всякой спешки. Начинать бизнес, неважно, масштабный или маленький, это очень серьезно. Не старайтесь просто следовать своему плану, постарайтесь вдумчиво к нему относиться. Пусть идея развивается у вас в голове. Согласно данным исследований, чем меньше вы думаете, тем более разумным оказывается решение - так что не подгоняйте свои мысли! Будьте открыты для всего нового и не переставайте искать возможность для улучшения. Дайте себе время на то, чтобы собрать всю информацию, подсчитать за и против, измерить факторы риска. Лишь после этого вы можете принимать решение. Помните, когда вы начнете какой-то бизнес, пути назад уже не будет. Всегда подходите к процессу принятия решений с уверенностью.

Найдите внутреннюю мотивацию

Постарайтесь работать над тем, что вас действительно мотивирует, а не просто выбирать сферу, которая считается модной или в которой меньше конкуренции. Выбирайте то, что кажется вам интересным, что вызывает у вас удовлетворение и бросает вашим креативным навыкам вызов. Как рекомендуют успешные предприниматели, начинать работу над бизнесом следует из-за любви к выбранной сфере. Исследования подверждают, что люди в наибольшей степени проявляют креативность, когда чувствуют внутреннюю мотивацию без давления со стороны общества, дедлайнов и тому подобных факторов. Выбирайте направление работы, соответствующее вашей индивидуальности. Только тогда, когда вы чувствуете страсть, вам удается двигаться вперед.

Начинайте с нуля

Практически каждая прекрасная деловая идея начинается с инноваций. Не думайте, как улучшить уже существующую вещь. Предложите уникальный подход, который прежде никто еще не предлагал - и пусть что-то такое уже существует. Представляйте, что это совершенно новая идея. Таким образом вы сможете привлечь внимание клиентов и покупателей. Будет здорово, если вы начнете производство с нуля. Это откроет для вас бесконечные возможности и предоставит вам удивительные шансы.

Будьте готовы рискнуть

Главное отличие между успешным предпринимателем и неудачником кроется в том, что первый всегда готов рискнуть. Существует огромное количество успешных деловых идей, которые когда-то казались слишком рискованными, а теперь представляют многомиллионные империи. Шансы на начало прекрасного бизнеса удваиваются у человека, способного идти на обдуманный риск и выходить за пределы зоны комфорта.

Старайтесь постоянно пробовать что-то новое

Вот привычка, о которой вам точно нужно задуматься: обязательно пробуйте новое. Не ограничивайтесь привычной рутиной и сложившимся графиком. За каждой успешной деловой идеей кроется инновация и мотивация для того, чтобы отличаться от остальных. Разумеется, безопаснее всего именно придерживаться распорядка, но остановитесь на минуту и подумайте: не упускаете ли вы важную возможность? Попробуйте быть в жизни смелее. Пробуйте новые блюда в меню, ходите необычным маршрутом в привычный пункт назначения, отправляйтесь в отпуск в экзотическое место и откройте для себя, что в жизни есть куда больше, чем кажется на первый взгляд.

Ищите связи между разными событиями

Люди, у которых всегда есть отличные идеи, нередко способны находить общие детали в совершенно разных на первый взгляд вещах. Вам следует учиться находить связь и объединять вещи одна с другой. Эта привычка может приятно вас удивить. Она может стать основой для новых переживаний и поможет вам иначе взглянуть на вещи. Объединяя свои переживания, вы учитесь особенным образом воспринимать жизнь. Вместо бесконечной череды отдельных событий она превращается в цепочку взаимосвязанных моментов. Придумать отличную деловую идею с таким подходом куда проще. Вы можете вспомнить свой опыт из прошлых лет и применить его в сложившейся на текущий момент ситуации.

Верьте в волшебство

Существуют сотни и тысячи новых деловых идей, которыми только нужно воспользоваться. Вам нужно поверить в себя и не сомневаться, что вы можете сделать все, что только захотите. Никогда не позволяйте страсти и мотивации гаснуть. Верьте в волшебство, в судьбу, в то, что вы можете превратить свою мечту в реальность и что вы действительно создадите преуспевающий бизнес. Никогда не позволяйте себе считать, что что-то невозможно. Все возможно, если у вас достаточно уверенности в вашей способности это реализовать!

Посвящена теме рождения идей: от истории озарений, которые кардинально изменили человеческую жизнь, до механизмов мышления и способов генерации идей в современном мире.

Видеозапись лекции

Кто я такой и почему имею наглость говорить о том, как работают ваши мозги? Я пятнадцать лет работал креативным директором, и в мои обязанности входило каждый день что-то придумывать. В какой-то момент мне это надоело, и я решил заняться рефлексией. Потому что мне кажется, что основная сложность с мышлением заключается в том, что вы не можете одновременно думать и думать над тем, как вы думаете.

Это невозможно физически. Это можно сделать только задним числом. Постарайтесь понять, как идея приходит вам в голову. Это, на самом деле, очень увлекательный процесс. Я потратил довольно много времени, разбираясь в том, как идеи появляются в моей голове. И пришел к нескольким фундаментальным выводам, за которые мне по-хорошему полагается Нобелевская премия.

Самый главный вывод - все мы думаем одинаково. У всех нас абсолютно одинаково работают система пищеварения, система дыхания, нервная система, система кровообращения, лимбическая система. Нет никаких оснований считать, что для каждого из нас подобраны отдельные мозги.

И не знаю, как вас, а меня это очень вдохновляет. Сама мысль о том, что мои мозги ничем не отличаются от мозгов Ричарда Феймана (американский учёный, один из создателей квантовой электродинамики - сайт) , мне очень нравится.

Я понимаю, что мое единственное отличие от Феймана заключается в том, что я подумал и бросил, а Фейман продолжал думать

Собственно, что такое мышление с моей точки зрения. Есть такой автор - Татьяна Черниговская. Может быть, вы слушали её. Я её очень не люблю. Не люблю за то, что она несет синкопированный бред - такой, из которого ничего не следует. Мысли у неё скачут хаотически: она начинает говорить про бога, про то, что мозг - самое сложное устройство во вселенной и прочую ерунду.

В результате на выходе получается какая-то вода, и вы не понимаете, что из этого следует - вроде бы и прослушали лекцию, а вроде и абсолютно ничего не поняли. С моей точки зрения, никакой загадки в мышлении человека не существует. Мозг устроен невероятно примитивно, и единственный наш способ придумывания новых идей - это перебор вариантов. Всё. Ничего кроме перебора вариантов не существует.

Проще говоря, мы можем достать из своей головы только то, что туда положили, немного перегруппировав это и поменяв местами. Из этого следует такой вывод: как только вы сталкиваетесь (абсолютно неважно, в какой области) с какой-то новой яркой идеей, ваша задача - украсть эту идею и разобраться, что в ней хорошего.

Как только вы разобрались, как устроена эта идея, почему она такая классная, считайте, что она стала частью вас, а в ваш конструктор добавился еще один механизм. Дело в том, что количество операций мышления само по себе очень невелико - их можно практически пересчитать по пальцам. И вы можете задать вопрос: каким образом были созданы все эти вещи вокруг нас, если количество вариаций настолько ограничено?

С моей точки зрения, наилучшей метафорой будет музыка. Нот всего семь, а количество мелодий бесконечно. Или конструктор. Наборов у вас может быть очень много, деталей в них тоже много, но способов их сочленения - мало.

Я постараюсь подробнее раскрыть тему. Но сначала в двух словах о том, где мы находимся. Если сильно упрощать, то мы находимся в заднице. Полной и абсолютно беспросветной. Но есть тут люди, которым страшно? Мне, например, страшно от того, что сейчас происходит.

Страшно вовсе не из-за того, что мы все умрем. У китайцев есть такая поговорка: «не дай вам бог жить в эпоху перемен». Она происходит из старых времен сельскохозяйственного цикла, когда крестьянин мог до 12 лет изучить все основные сельскохозяйственные операции, все приметы и дальше всю жизнь жить, пользуясь этим багажом.

Посев, забота об урожае, уборка урожая, выкапывание червяков из земли и, собственно, переработка урожая. Каждый год всё повторялось. И тогда ещё было правомерно такое понятие, как оконченное высшее образование.

Я считаю, про эту чушь вы можете забыть: образование может быть только незаконченным. Сейчас абсолютная норма - раз в пять-семь лет получать новое образование. Потому что с большой долей вероятности все вы поменяете работу. Я попробую объяснить, почему.

Дело в том, что мы сейчас находимся в самом неприятном моменте четвертой промышленной революции. Неприятен он тем, что скорость уже набрана и дальше перемены будут происходить невероятно быстро. Я очень коротко расскажу про первые три революции, а именно о том, к чему они приводили.

Первая - это индустриальная революция: пар, чугун, прялка Дженни и тому подобное. Она кардинальным образом изменила мир. Началась индустриализация, люди начали переезжать из деревни в город.

Где-то в конце 19 и начале 20 веков мир накрыла вторая промышленная революция. Сталь, электричество, конвейер - всё это вообще полностью изменило мир. В начале 20 века 80% американцев были фермерами и с трудом могли себя прокормить.

Сегодня сельское хозяйство США - самое крупное в мире. Может быть, Киселев и рассказывал, что американцы ничего кроме долларов не производят. Это не так. Америка - самая крупная (в том числе сельскохозяйственная) держава. Страна производит чуть меньше 20% от всего продовольствия в мире.

И если в начале 20 века этим занималось с гораздо меньшим результатом 80% населения, то сегодня фермеров вместе с наёмными мексиканцами для уборки урожая менее 3%. Из этого, кстати, следует, что тезис коммунистов про единство крестьянства и рабочих просто не работает. И фермеров остались единицы, и количество рабочих резко сокращается.

В 50-60-е годы 20 века наступила третья промышленная революция, которая связана с космосом, ядерной энергетикой, первыми компьютерами и появлением транснациональных корпораций. Это очень сильно изменило мир, в том числе обрушило экономику СССР - наша страна стала просто неконкурентоспособной.

И, наконец, сейчас идет четвертая революция, которая, как мне кажется, сильнее всех трех предыдущих вместе взятых. Это интернет, сотовая связь, нейронные сети, искусственный интеллект и ГМО (которое, собственно, спасает человечество).

Посмотрите на два фото выше. На первом изображена Пятая авеню в 1900 году. Красным кружком выделен единственный автомобиль - всё остальное лошади. На втором фото Пятое авеню спустя 13 лет. Кружком выделена лошадь, а всё остальное - это автомобили.

В Штатах самая популярная профессия - водитель грузовика. У этих водителей есть семьи, которых насчитывается около десяти миллионов человек. Есть и маленькие городки, через которые проходит трасса, в них работают мотели, бензозаправки, рестораны и публичные дома. Эти индустрии держатся на водителях. То есть все эти люди станут ненужными, потому что уже сейчас есть системы, которые прекрасно работают без водителя.

Но проблема касается не только водителей - она касается всех. То же самое происходит и в морской промышленности. Уже сейчас тестируются корабли без экипажа. На наших глазах падают последние несколько «рубежей обороны», которые казались нам незыблемыми.

Началось всё с шахмат. Все говорили, что шахматы - это наука, объединённая с искусством, в связи с чем машина никогда не сравнится в этом с человеком. После шахмат то же самое говорили об игре го. Количество вариантов ходов в ней больше, чем атомов во Вселенной, поэтому считалось, что просчитать это «дерево» невозможно.

И что самое интересное, мы даже сейчас не понимаем, как компьютер обучается игре в го. Фактически он проигрывает миллионы партий сам с собой и тем самым оттачивает своё мастерство. Следующем рубежом обороны стал покер. Считалось, ну ладно шахматы и го - это игры с полной информацией. Но покер - это психология, блеф, это возможность давить деньгами и так далее. Но люди неконкурентоспособны и в этом.

Ещё несколько лет назад среднее время владения одной акцией составляло около четырех лет. Человек вкладывал деньги и через четыре года решал, продавать ему или не продавать эту акцию, а банковский трейдер совершал около 50 операций в день по поводу покупки-продажи.

Сегодня на некоторых рынках среднее время владения акциями - четыре секунды, а один торговый робот совершает примерно 10 тысяч операций по продаже-покупке в секунду. Понимаете, что мы просто не нужны?

Маленький шарик на фото выше - это японский робот, который плавает на МКС. Он управляется с Земли, весит один килограмм и выполняет около 10% работ всего экипажа.

Знаете, как сейчас происходит война в Афганистане? В Неваде - на другой стороне земного шара - в офис приходят сотрудники, садятся к монитору и начинают управлять дронами. Те летают над горами и равнинами Афганистана, ищут моджахедов и уничтожают их по команде операторов с Земли.

Конечно, возможны ситуации, когда теряется связь. Душманы тоже научились пользоваться микроволновками и ставить помехи. В этом случае дрон по команде делает несколько кругов, пытаясь нащупать связь, после чего возвращается на базу.

Но пока он летит на базу, у него работает автоматическая программа поиска цели. Так вот эта программа гораздо более эффективна, чем любые операторы-наводчики. Дрон убивают людей, он отличает «хороших» от «плохих» и убивает условно плохих гораздо эффективнее.

Ещё один пример: во времена франко-прусской войны в конце 19 века для того, чтобы убить одного вражеского солдата, требовалось 1300 пуль. Думаете, со временем этот показатель уменьшился? Во время вьетнамской войны на убийство одного солдата противника требовалось 200 тысяч пуль, сегодня в Афганистане - 300 тысяч пуль.

Существуют такие понятия, как заградительный огонь, предупредительный огонь, огонь по площадям и так далее. Представляете, сколько стоит убийство одного противника? Снайпер - это элита элит. Чтобы подготовить одного хорошего снайпера, нужно потратить несколько лет на упорные тренировки и расстрелять вагон боеприпасов. На одного снайпера работают специальные подразделения. Не знаю, видели ли вы, - есть такой фильм «Снайпер» про американского снайпера во Вьетнаме.

Вкратце расскажу сюжет: этот снайпер погиб, и на это место взяли его жену, которая не имеет к военному делу вообще никакого отношения. Она подслеповата, работает программистом. Её вооружили специальной интеллектуальной винтовкой, которая сама определяет противника, направление и силу ветра, количество зарядов в патроне и даже подсказывает человеку, который лежит за другим, что пора нажимать на курок.

Эту винтовку дали женщине, которая не имеет никакого опыта, ну, возможно, знает, как нажимать на курок. И провели открытые соревнования между ней и чемпионом по снайперской стрельбе США. Как вы понимаете, это был разгром. Американский чемпион поразил 58% целей, а подслеповатая девушка с помощью винтовки - 100% целей.

Мы неконкурентоспособны, мы забывчивы, мы оперируем очень маленьким объемом информации. Наше быстродействие вообще никуда не годится.

Еще один крайне серьёзный ресурс - это «большие данные». С помощью больших данных можно предсказать поведение человека с очень высокой точностью. Недавно в Петербурге искали серийного убийцу и никак не могли найти - он вообще не оставлял следов.

Потом кому-то в голову пришла светлая идея: мы знаем несколько районов, в которых были совершены убийства, и знаем примерное время преступлений. Давайте просеем все телефонные номера: был ли кто-то, у кого телефон находился во всех этих точках в определённое время. Таким образом вычислили убийцу.

Facebook провел в прошлом месяце исследование на 86 тысячах добровольцев. Эти люди заполнили анкету из 100 вопросов. У Facebook был единственный источник информации о человеке - это лайки, которые он ставил. Так вот, согласно полученным данным, человеку достаточно поставить десять лайков в интернете на то, что ему нравится, после чего Facebook может спрогнозировать его поведение.

Сегодня средний пользователь в Facebook оставляет 270 лайков, и это число постоянно растет. Возможно, соцсеть знает о вашем поведении больше, чем ближайшие родственники.

По большому счёту, я просто хочу вас напугать. Пока наша страна тракторами давит польские яблоки, на нас тем временем надвигается огромная волна. Даже сложно описать, насколько мир станет другим. С моей точки зрения, такое понятие, как «пенсия», исчезнет. Но оно будет заменено безусловным доходом, потому что это единственный способ избежать голодных бунтов.

А теперь наконец перейдём к теме мышления и того, как люди думают. Я хочу рассказать историю про первого супермена в истории европейской литературы, который появился ещё до Джеймса Бонда, Человека-паука и даже до Шерлока Холмса. Это Рокамболь. Автором «Рокамболя» был литературный негр Александра Дюма (имеется в виду популярный французский писатель-романист Понсон дю Террайль - сайт) , который написал за него несколько романов.

История про Рокамболя печаталась частями, в мягкой обложке, и вся Франция ждала продолжения. Рокамболь попадал в невероятные передряги, с блеском выходил из них, фехтовал, соблазнял - своеобразный Джеймс Бонд 19 века. Единственная проблема заключалась в том, что права на Рокамболя принадлежали не автору, а издателю.

По мере роста популярности Рокамболя аппетиты автора, естественно, тоже увеличивались, он хотел получать больше денег. Издатель в какой-то момент решил, что он платит автору слишком много, а такую ерунду в промышленных количествах может генерировать кто угодно.

Тогда он сказал автору: «Дружище, мне было очень хорошо с тобой, но сейчас ты дописываешь последний роман и мы с тобой прощаемся. Убить героя ты не можешь, а несколько голодных журналистов допишут продолжение втрое дешевле».

«Хорошо», - сказал автор Рокамболя. И последняя книга о приключениях супермена заканчивалась таким образом: пираты поймали храброго Рокамболя, связали по рукам и ногам, заперли в стальную клетку и сбросили в море. И всё, автор ушел, а вся Франция замерла в ожидании. Всем стало интересно, что же будет дальше, не может же герой так погибнуть.

Тогда за дело взялись бюджетные продолжатели, и они встали в тупик. Рокамболя надо было как-то спасать, а как его спасать - непонятно, потому что всё, что они предлагали, никуда не годилось.

И через неделю после всех этих бесплотных попыток издатель сдался: «Дружище, прости меня, я погорячился. Я привлекателен, ты - чертовски привлекателен. Давай мы будем лучшими друзьями, я согласен на твои условия, спасай нашего парня, потому что Франция ждет».

Выходит новое издание. Читатели с волнением открывают продолжение и видят: «Выбравшийся из смертельной пучины Рокамболь уверенными гребками поплыл к берегу». Все. В этот момент все думают одно и то же: «А что, так можно было?».

Так вот, с моей точки зрения, самое главное условие для продуктивного мышления - это смелость. Может, вы помните историю про человека, который обменял скрепку на дом. По-моему, всего за девять операций в год. А что, так можно было? Или про то, как парни купили сайт 1000x1000 пикселей, стали продавать каждый по доллару, после чего заработали $1 млн. А что, так тоже можно было?

Дело в том, что давление общества на нас настолько велико, что все мы являемся трусами и приспособленцами. Мы очень схожи в образе мышления. Был такой эксперимент с голодной курицей, прозрачным забором и кормом. Всё, что нужно было сделать курице, - это оббежать забор или с левой, или с правой стороны.

Но курица делала несколько шагов в одну сторону, потом смотрела и думала «Что-то я слишком сильно удаляюсь от еды», возвращалась и делала несколько шагов в другую сторону. Наши мозги работают примерно так же. А ведь Билл Гейтс однажды хорошо сказал: «Если над вашей идеей никто не смеется, значит, она недостаточно хороша».

Есть очень хорошее упражнение для мышления: всегда сомневайтесь в очевидном, в том, в чём никто не сомневается. Как правило, в этом и кроется самое интересное.

Для примера: есть такой вид транспорта - троллейбус. В троллейбус почему-то можно входить только через переднюю дверь, а это очень долго, потому что пассажир прикладывает сумку, у него не срабатывать датчик, он переворачивает сумку, какая-нибудь бабушка тем временем покупает проездной у водителя, очередь нарастает, все ругаются.

А ещё есть другой вид транспорта - трамвай, в котором вы можете войти в любую дверь. Я даже себе не представляю, какое титаническое усилие мысли потребуется для того, чтобы рискнуть и позаимствовать «трамвайный» опыт и применить его в троллейбусе. И так абсолютно во всём.

В Китае есть семейные врачи, которые получают деньги только тогда, когда их клиент не болеет. Как только человек заболевает, это означает, что врач плохо справляется со своими обязанностями. Представляете, как он бегает за своим клиентом? «Дружище, что-то ты много сидишь. Мне кажется, что тебе надо больше двигаться, давай мы пересмотрим твой рацион».

Представьте, что такую же систему мы введём для дорожных рабочих. Ребята станут получать деньги только тогда, когда на дороге не будет ни одной ямы. Как вы думаете, продолжат ли эти люди класть асфальт в дождь? Не переставайте сомневаться в очевидном.

Все мы учились по так называемой прусской системе образования. Все дети сидят молча; пока учитель не спросит, они молчат. И что самое страшное - пока самый тупой не поймет, класс не движется дальше. И это чудовищная катастрофа, потому что фактически единственный ресурс, который есть у человека, - это его время. И оно тратится в школе очень тупо.

Всю школьную программу без сверхнапряжения можно пройти за два года. Нельзя ограничить максимальную скорость обучения. Школы должны диктовать только минимальную скорость: если ребенку хорошо даётся математика - пусть он по математике будет в одиннадцатом классе, а по пению идет вровень с остальными.

Другая чудовищная привычка, которую прививают в школе - это наказание за ошибки. Если вы думаете, что с ребенком нельзя без наказания и двоек, то я вам скажу, что точно так же думали люди, которые считали, что если ребенка не пороть в классе, то он не будет учиться.

Дело в том, что единственный способ познания нового, доступный человеку, - это последовательное совершение ошибок. Что такое эксперимент? Это когда вы последовательно совершаете одну ошибку за другой. Вы выдвигаете теорию, а затем пытаетесь её проверить. Не у всех хватает терпения, как у Эдисона, делать десять тысяч опытов, чтобы найти спираль для лампочки, но за ошибки надо поощрять.

Чем хороший ученый отличается от шарлатана? Если у хорошего ученого есть какая-то гипотеза, то он, прежде всего, будет искать не примеры, подтверждающие гипотезу, а примеры, которые её опровергают. потому что подтверждающих примеров сколько угодно.

Наш крошечный мозг весит около полутора килограммов (плюс-минус). Он потребляет до 20% всей энергии организма. Думать - это очень дорого. Вот поэтому человек старается всё делать не думая. То есть он один раз разобрался с тем, как это работает, и продолжает совершать все подобные действия на автомате.

Я надеюсь, что будущее за тем, чтобы перевести обучение в игру. Потому что тяжело и усердно работать человек может недолго, а вот играть он может без конца. Я прочитал огромное количество книг по технологии мышления, но нигде не встречал простой мысли о том, что самое главное в процессе мышления - это вы сами.

Потому что вам нужно думать, вам нужно решать проблему. Поэтому вы должны знать, как приводить себя в правильное расположение духа. Чем, например, любитель отличается от профессионала? Любитель может выдать очень хороший результат, если работа его вдохновит, если звезды встанут правильно, если он будет в хорошем настроении.

А профессионал выдает хороший результат всегда - вне зависимости от того, поругался ли он с женой, умер ли у дочки хомячок или болит ли у него зуб. Основа профессионализма - это хорошо знать себя. Знать, что вам доставляет удовольствие.

Был такой немецкий промышленник Крупп, который привел к власти Гитлера. Его очень вдохновлял «запах природы» - так он называл аромат навоза. Он даже специально провёл вентиляцию к себе в кабинет из конюшни. А Агата Кристи, например, ненавидела мыть посуду.

Она не понимала, почему она, великий писатель, должна тратить свое время на то, чтобы оттирать тарелки от жира. И поэтому когда ей нужно было придумать особенно изощренное убийство, она начинала мыть посуду. И её ненависть к этому занятию трансформировалась.

Поскольку мы не сильно отличаемся от животных - фактически мы и есть животные, - то для нас очень хорошо работает такая вещь, как пищевое подкрепление. Другими словами, если у вас есть что-то, что вы очень любите есть - например, какую-нибудь шоколадку, - то положите её перед собой, но не трогайте до тех пор, пока не решите проблему.

А когда вы её всё-таки решите, во-первых, эта шоколадка покажется вам гораздо вкуснее, чем обычно, а во-вторых, в вашей голове произойдет важнейший процесс: между центром, отвечающим за решение проблемы, и органами, отвечающими за удовольствие, установится связь. Ваша задача - эту связь всячески усиливать, потому что как только вы начнете получать удовольствие от сложных вещей, ваша результативность резко возрастет.

У американцев есть так называемое «правило трех B». Они считают, что все гениальные идеи были придуманы всего в трех местах: это автобус (bus), кровать (bed) и ванная (bathroom). Я вас призываю к тому, чтобы знать, какое время для вас наиболее результативно, и оберегать его, потому что тогда вам будет приятно работать.

Однако мне кажется, в списке не хватает еще одной гениальной вещи - прогулки. Огромное количество идей было придумано просто на ходу, когда человек просто где-нибудь гулял. Поэтому зачастую для решения проблемы не стоит сидеть на месте, лучше отвлечься и погулять, а мозг при этом будут продолжать работать.

Кстати, ещё один хороший пример - это пробка. Для современного человека это уникальная возможность побыть одному. В это время ты занимаешься чем хочешь: хочешь - слушаешь аудиокниги, хочешь - музыку, хочешь - размышляешь о чем угодно. От того, что ты будешь кипятиться, ты быстрее не доедешь. Это простая мысль о том, что усилием воли вы можете сделать себя гораздо более счастливым человеком.

Есть классический пример, который приводил ещё Адам Смит. Этот пример в своё время очень сильно подействовал на Карла Маркса и, в числе прочего, вдохновил его на написание «Капитала». Существовала такая вещь, как большая английская булавка. В те времена в хозяйстве крайне нужная, но дорогая.

Потому что для изготовления одной булавки требовалось проделать 18 операций: протянуть проволоку, обрубить проволоку, заточить проволоку, согнуть её - в общем, процесс небыстрый. Хороший мастер за день мог изготовить до 20 булавок. Этого мало, оттого они и были такими дорогими.

И тогда был проведен потрясающий опыт. Выбрали 18 мастеров и каждому дали выполнять только одну операцию. Казалось бы, в школе нас учили, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Какая разница: 18 умножить на 20, или 20 умножить на 18 - всё равно на выходе получится 360.

Каково же было удивление присутствующих, когда к концу рабочего дня 18 мастеров изготовили не 360, а 48 тысяч булавок. Такой простой эксперимент привел к появлению конвейера - фактически самой бесчеловечной вещи на свете. Потому что заставлять человека в течение всей своей жизни проделывать одну и ту же операцию - на мой взгляд, это преступление.

К чему я рассказал эту историю? К тому, что мне захотелось сделать то же самое с процессом мышления. Мне захотелось разбить всё, что умеет наш мозг, на очень простые операции. И я пришел к выводу, что их гораздо меньше, чем 18.

Складывание 1+1 - пример простого алгоритма мышления. Представьте, что у нас имеется подмножество китов и подмножество акул. В каком-то месте они пересекаются, и это пересечение дает нам китовых акул. Подобная идея складывать две реальности очень результативна. Сейчас я поясню.

В Москве есть такой магазин «Республика». Он в своё время начинался как книжный магазин, потом продажи книг упали, и предприниматели стали продавать там, по большому счету, всё. В том числе много всякой китайской, креативной фигни. Там даже есть магниты в виде жвачки, и я знаю людей, которым кажется, что это клёвая идея.

Я сейчас объясню: это работает по принципу двух пересекающихся окружностей. Представьте, что вы фирма, которая производит эти магниты, и вам нужно как-то разнообразить ассортимент. В одном множестве у нас магниты, а в другом подмножестве - то, что может вертикально висеть на стене.

Тогда мы получаем огромное количество вариантов. Это может быть шуруп, может быть гвоздь, может быть любое небольшое животное, начиная от мухи и заканчивая гекконом, и так далее.

Или другой пример. Там же продается подставка под зубочистки в виде куклы вуду. Здесь мы делаем то же самое: представляем, что производим подставки под зубочистки. Для этого размышляем, из чего может торчать что-то длинное и тонкое.

Первое, что приходит в голову, - это ёжики, дикобразы, щетки, расчески, Святой Себастьян, кактус и так далее. Понимаете, насколько это просто?

Ещё один очень хороший способ мышления - думать с помощью вещей. Дело в том, что наш мозг в состоянии установить связь между двумя предметами, какими бы разными они ни казались. В кино это называется эффект Кулешова .

Если сначала мы показываем еду, а потом лицо человека, то нам будет казаться, что человек голоден. Если сначала мы показываем обнаженную женщину, а потом то же самое лицо человека, то нам будет казаться, что он вожделеет. И так далее.

Расскажу небольшую историю про один альпийский горнолыжный курорт, который однажды столкнулся с проблемой. Время от времени провода рядом с ним обледеневали из-за скопившего снега и могли оборваться, в этом случае курорт оставался без электричества. Тогда владельцы пригласили группу инженеров и дали им задачу. Они долго бились, а потом, когда группа окончательно зашла в тупик, главный сказал: «Ребята, мозговой штурм закончен. Идите в деревню и пусть каждый купит какой-нибудь предмет и вернется с ним на обсуждение».

Один человек прошелся по альпийской деревне и принес горшочек с медом. «И что?», - спросили у него. «Ну как что? Устанавливаем горшочек с медом на на вершину ЛЭП. Медведи, привлеченные запахом меда, будут на неё карабкаться, трясти линии электропередач, тогда с них будет стряхиваться снег».

Тогда другой сказал: «Слушайте, мы же постоянно гоняем вертолеты. Они перевозят больных, забрасывают на горы альпинистов и лыжников. Давайте вертолеты будут летать не просто так, а вдоль или неподалеку от линий. Тогда они практически бесплатно решат эту проблему со снегом».

Понимаете, к чему я? Хорошо, когда человек думает. На Kickstarter была такая штука - кубик с разными кнопочками, переключателями, затворами. В общем, такая жвачка для рук. И он пользовался какой-то бешеной популярностью. Так вот - очень полезно держать в ящике какую-нибудь подобную штуку. Много разных штук. И в случае возникновения проблемы просто перебирать и думать, как с их помощью можно её решить.

 

 

Это интересно: