→ Доходный дом Я.А. Рекк. Ювелирный дом Фаберже. Как создавались шедевры История компании Фаберже

Доходный дом Я.А. Рекк. Ювелирный дом Фаберже. Как создавались шедевры История компании Фаберже


Большая Морская улица - одна из самых красивых и "парадных" в Петербурге, а дом №24 - один из самых красивых на Большой Морской. Неудивительно - ведь это здание было выстроено по заказу Карла Фаберже, самого знаменитого ювелира России (а то и всего мира).

История компании Фаберже

Основатель знаменитой династии, Карл Фаберже , был потомственным ювелиром - у его отца Густава в Петербурге было свое дело, но весьма скромное. Первые работы мастерской Фаберже особенного интереса не представляли и почти не отличались от работ прочих ювелиров тех времен. "Неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застежками... они украшались камнями и эмалью..." - так описывают раннюю продукцию фирмы.

Но к середине 1880-х годов, когда к Карлу Фаберже присоединился его 20-летний брат Агафон, изделия Фаберже начали трансформироваться в самобытный стиль ювелирного дела. Именно в это время возникает большинство "тем и сюжетов", которые впоследствии прославят Фаберже: знаменитые пасхальные яйца, фигурки животных, цветы... В отличие от большинства ювелиров того времени, братья Фаберже не просто следовали модным тенденциям, но искали вдохновения в античности, в восточном искусстве, в своих многочисленных путешествиях по мировым культурным столицам. Постоянным источником вдохновения для братьев был и Эрмитаж: они тщательно изучили все представленные там эпохи, копировали старинные украшения и использовали их мотивы в своих новых композициях. Заграничные антиквары, узнав о способности братьев в точности копировать старинные ювелирные изделия, неоднократно предлагали им исполнить те или иные работы, но без наложения фирменных клейм Фаберже - но братья, разумеется, отказывались от таких сомнительных предложений.

Да им и не было нужды заниматься подобными вещами - в заказах и так не было отбоя. И какие это были заказы! Так, будущий император Николай II приобрел жемчужное с бриллиантами ожерелье Фаберже ценой 166500 рублей в качестве обручального подарка своей невесте, принцессе Алике Гессен-Дармштадтской; Александр III купил для нее же у Фаберже другое колье, ценой 250000 рублей. Императорская семья заказывала у Фаберже сервизы, подарки для заграничных путешествий, несметное количество сувениров для коронации Николая II, а впоследствии и празднования 300-летия Дома Романовых. А после участия во Всемирной выставке в Париже 1900-го года фирма Фаберже стала знаменита и за рубежом.

В предреволюционные годы компания Фаберже достигла немыслимых высот. За 10 лет (с 1907 по 1917) в одном только лондонском филиале было продано более 10 тысяч предметов, а во всем мире - более 200 тысяч. Триста ювелиров работали на фирму в Петербурге и еще двести - в Москве. За изделиями Фаберже к берегам Невы приплывали даже из Америки.

Продукция

Ниша, которую заняла фирма Фаберже, касалась не столько ювелирных украшений, сколько "полезных" предметов роскоши - часов, звонков, ламп, рамок для фотографий, ручек для зонтиков и тростей, портсигаров, письменных приборов и прочих вещиц, полезных в быту, но при этом мгновенно узнаваемых и подчеркивающих статус их владельца. Иногда эти вещицы были сделаны из золота и серебра, иногда - просто из дерева и эмали, но в любом случае они были безупречно элегантны и ценны.

Еще одной отличительной особенностью фирмы Фаберже была новизна - представители Фаберже каждый год выпускали в свет новинки, а непроданные вещи, согласно легенде, в конце года отправляли в переплавку. “...Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей, - говорил Фаберже журналистам. - Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга.”

Пасхальные яйца для императорской семьи

Что касается знаменитых пасхальных яиц Фаберже, то первое из них было изготовлено в 1885-м году по заказу императора Александра III. С тех пор Фаберже создавал пасхальные яйца для императорской семьи одно за другим: для Александра III, который каждый год дарил их своей жене Марии Федоровне, и для Николая II, который заказывал их в качестве подарков для матери и жены. В общей сложности по императорским заказам было создано 54 пасхальных яйца Фаберже (10 для Александра III и 44 для Николая II); до наших дней дошли 45 из них. Заказывая Фаберже новые пасхальные яйца, и Николай, и Александр полагались на фантазию ювелира; обязательных условий было лишь три - яйцеобразная форма, отсутствие повторов и "сюрприз". Последний, как правило, был связан с каким-нибудь событием в жизни императорской семьи: рождением, годовщиной, коронацией, совершеннолетием.

"Сюрпризами" становились миниатюрные модели из драгоценных металлов, ювелирные изделия, изображения людей, событий и мест, значимых для императорской семьи (портреты детей, рисунки резиденций, модели кораблей, на которых плавал Николай II). Некоторые "сюрпризы" можно было увидеть только после извлечения из яйца, некоторые просматривались сквозь прозрачную оболочку яйца. Одним из самых знаменитых "сюрпризов" стал, например, крошечный, но очень точный макет Гатчинского дворца и прилегающих территорий, с крошечными деревьями и фонарями; другим - макет Медного Всадника. Отдельного упоминания достойна коронационная карета из пасхального яйца "Коронационное": в этом макете каждая крошечная деталь была действующей: ручки поворачивались, дверцы закрывались, ремешки амортизировали, корпус - покачивался на шасси. То же самое можно сказать и о действующей модели поезда из пасхального яйца "Великий Сибирский путь": он был точной копией локомотива и вагонов транссибирского экспресса!

Над многими из яиц Фаберже работал больше года, но сюрприз при этом сохранялся до последнего момента даже от самого императора. В назначенный срок яйцо преподносилось царю либо лично Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением Карловичем - и встречалось всегда с восторгом.

Дом на Большой Морской

Место для постройки дома Фаберже было выбрано не случайно. Большая Морская улица в XIX веке была настоящей Меккой для ювелиров. Здесь находились магазины всех крупнейших конкурентов Фаберже: Болина, Бутца и других. Сам Карл Фаберже много лет жил в доме №16 по Большой Морской: здесь выросли его сыновья, здесь был открыт первый магазин. Поэтому, решив построить "главный офис" фирмы Фаберже, владелец купил участок именно на Большой Морской.

Автором проекта дома, призванного стать и магазином, и мастерской, стал архитектор К.К. Шмидт - сын двоюродной сестры Карла Фаберже. Главный фасад выполнен в стиле модерн с элементами англо-готического стиля: тяжелые полуколонны из полированного красного гранита первого этажа только подчеркивают легкость и устремленность вверх следующих этажей с зеркальными окнами.

Строительство удалось осуществить всего за два года - 1899-1900-й. На первом этаже открылся магазин золотых и бриллиантовых украшений, на остальных (а также в дворовых флигелях) разместились многочисленные мастерские, оборудованные по последнему слову техники. На последнем же этаже работала собственная художественная студия, где талантливые молодые дизайнеры придумывали новые шедевры. Административные помещения и 15-комнатная квартира самого Карла Фаберже тоже нашли себе место на Большой Морской, 24.

Особое внимание при отделке внутренних помещений дома на Большой Морской уделили безопасности хранящихся в нем ювелирных изделий. Для них был специально сконструирован уникальный сейф-лифт, изготовленный в Берлине: он находился под током, а на ночь поднимался на второй этаж. Это, впрочем, не помешало его ограбить в 1918-м.

Сейчас на первом этаже Дома Фаберже по-прежнему работает ювелирный магазин. Никакого отношения к прежним владельцам он, конечно, не имеет. Но, зайдя внутрь, можно увидеть старинные дубовые прилавки - те самые, доставшиеся новым владельцам "в наследство" от Карла Фаберже.

Слон, жираф и другие животные

Существует легенда, что друг Карла Фаберже, сахарозаводчик Л.И. Кёниг, однажды отправился на лечение в Африку. Спросив у друга, что ему привезти из далекой страны, он услышал в ответ шуточное "Жирафа!".

Через несколько месяцев на второй этаж дома на Большой Морской, 24 заявился дворник и, оглядев потолок барской квартиры, задумчиво заявил: "Так яму никак не пройтить в ворота!" Подойдя к окну, изумленный ювелир увидел огромную толпу, а в ее центре... самого настоящего жирафа, который действительно никак не проходил в ворота. Похоже, Кёниг был человеком слова... Подарок пришлось отправить в зоологический сад.

А вот более достоверная история из мемуаров Олега Агафоновича Фаберже "Блестки": "...В обязанности отца входило наносить визиты самым уважаемым клиентам. Последней его поездкой перед первой мировой войной стало путешествие на Цейлон - посещение магараджи, чье имя, к сожалению, в моей памяти не сохранилось. Пребывание на Цейлоне было достаточно длительным, несколько раз отцу довелось совершать проездки на слонах, и он прямо-таки влюбился в этих добрых и умных животных. Это не осталось незамеченным махараджей, и когда наступил момент прощания, отца пригласили во внутренний двор дворца. Там стоял большой и красивый слон - подарок хозяина отцу в знак благодарности за всю ту радость, которую наши художественные изделия доставляли царственной семье в течение многих лет! И вот на отца буквально свалился хорошо обученный слон, а он не ведал, с какой стороны к нему подступиться.

Наконец все единодушно пришли к мнению, что он заберет слона в Россию, как только подготовит все у себя в Левашове - построит подходящую «конюшню» и оборудует достаточных размеров загон. Эти работы шли полным ходом, и прервала их лишь разразившаяся в 1914 году мировая война. Так мой отец к своему большому огорчению лишился личного слона. Что же касается слона, то ему повезло: ему удалось избежать жизни в довольно-таки холодной и снежной стране. Он остался в своей естественной среде с ее теплым климатом, и к тому же слону не пришлось испытать на себе всех прелестей российской революции..."

Был колокольный мастер Иван Ферстер. Служил он в Петропавловском соборе , был принят на службу в Россию по личному указанию Петра I. Дом Ферстера сгорел при пожаре в 1736 году.

После пожара Ферстер долго не мог построить новый дом. На участке в 1740-х годах имелся лишь фундамент. После смерти Ферстера имение принадлежало его сыну, унаследовавшему профессию отца. При нём дом был наконец-то построен. В 1749 году он принадлежал уже портному мастеру Мартыну Крыгеру, при котором здесь велось торговля картинами. Тогда же дом выставлялся на аукцион но продан не был. В 1755 году участок приобрёл обер-секретарь Сената Александр Иванович Глебов, который тогда же женился на владелице дома № по Большой Морской улице Марии Симоновне Чоглоковой. Спустя полтора месяца она умерла, в память о ней в доме №24 устроили домовую церковь равноапостольной Марии Магдалины.

В 1760 году участок принадлежал переводчику поручику Францу Вернезоберу. Затем - советнице Марье Ивановне Крузе, которая в 1764 году продала его фабриканту галантерейных вещей (ювелиру) Жану Пьеру Адору. В 1774 году здесь работала ювелирная фабрика. Её совладельцем, вероятно, был ювелир Луи-Давид Дюваль, проживавший, по всей видимости, здесь же. В 1782-1884 годах участок принадлежал золотых дел мастеру Адору, вероятно сыну Жана Пьера. Его звали Иваном Ивановичем. Работы Адора и Дюваля ныне хранятся в Особой кладовой Эрмитажа.

К 1797 году дом №24 был трёхэтажным, справа от него находились ворота. В 1800-х годах им владела вдова Адора Анна Абрамовна. В 1822 годах - ювелир Дюваль, один из сыновей или внуков Луи Давида. В 1836 году зданием распоряжалась госпожа Адамс, при которой была увеличена высота третьего этажа.

В 1830-х годах здесь работала книжная лавка Луки Диксона, чрезвычайно популярная у петербуржцев. Ей пользовался А. С. Пушкин. В 1837 году в доме №24 жил родственник М. Ю. Лермонтова Александр Васильевич Хвостов, служивший в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел.

Некоторое время участком владел купец Фейгель. В 1840-х годах - купчиха Анна Ивановна Поцелуева, владелица многих петербургских домов. С 1850 по 1898 год участок принадлежал семье Золотовых. Сначала - надворному советнику Павлу Сергеевичу, затем ротмистру гвардии Владимиру Павловичу. Для П. С. Золотова дом перестраивал архитектор П. Жако.

В 1898 году за 407 000 рублей участок приобрёл санкт-петербургский потомственный почётный гражданин, купец 2-й гильдии Карл Фаберже. В то время Карл Фаберже был оценщиком и поставщиком императорского двора. В 1899-1900 годах располагающееся здесь здание было полностью перестроено по проекту Карла Карловича Шмидта, двоюродного племянника Фаберже. Нижний этаж был предназначен для торгового зала. Отделку фасада осуществила фирма "Кос и Дюрр". Фасад отделан одной породой красного гангутского гранита. Камень обработан разными приёмами, что создаёт впечатление многообразия форм отделки.

Фирме Фаберже дом №24 принадлежал до 1917 года. Кроме торгового зала здесь располагались бухгалтерия, студия дизайнеров и скульпторов, собрание моделей, мастерские. В верхнем этаже находилась 15-комнатная квартира хозяев. По словам Е. Фаберже:

"... особенно хороши были... рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотою в два этажа, изящным был будуар" жены Карла Фаберже Августы Богдановны [Цит по: 1, с. 141].

В доме Фаберже был оборудован уникальный сейф, который находился под током и поднимался на ночь на второй этаж. Это не помешало его ограбить в 1918 году.

В настоящее время в доме №24 продолжает работать ювелирный магазин, который принадлежит совсем другим хозяевам. В торговом зале сохраняются старые дубовые прилавки.

Цитата сообщения Ювелирный дом Фаберже. Как создавались шедевры

Дом Фаберже — ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи, получившая известность благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи. С 2007 года бренд «Фаберже» принадлежит компании Fabergé Ltd.

История семьи Фаберже ведет свои истоки из Франции XVII века, под фамилией Фаври. Фаври жили в регионе Пикардия в северной Франции. Из-за религиозных преследований в 1685 году они покинули Францию.

Интерьер первого магазина Фаберже в Петербурге

Документы из семейного архива Фаберже гласят, что фамилия изменялась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и, в конечном счете, в 825 на Фаберже. Во второй половине XVIII века Жан Фаври работал в качестве плантатора табака. В 1800 ремесленник Пьер Фаври обосновался в городе Пернау (Пярну),Ливонии,Пикардии

В 814 родился Густав Фаберже . В 1830-х он приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля , который специализировался на изготовлении золотых катулок. В 1841 году он получил звание мастера ювелирного дела.

Хочу познакомить вас с теми людьми,которые непосредственно создавали шедевры.

Создание каждой вещи начиналось в кабинете Фаберже с обсуждения за круглым столом, во время которого главный мастер и художник обсуждали и прорабатывали дизайн.

Здание в Петербурге

Затем создавался очень подробный рисунок, который после обсуждения передавали в мастерские. Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и решались непосредственно специалистами.

Санкт-Петербург. Большая Морская ул., 24. Здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже. 1899—1900. Архитектор Карл Шмидт

В 1842 году Густав Фаберже открыл свой первый ювелирный магазин на Большой Морской улице. Новый магазин сразу стал успешным по двум причинам: во-первых, он находился в фешенебельном центре Петербурга, а во-вторых, Россия переживала в то время галломанию.

В 1846 году у Густава Фаберже и Шарлотты Юнгштедт родился сын Петер Карл Фаберже, более известный как Карл Фаберже.

Пассаж-отель на Дерибассовской в Одессе

Карл Фаберже получил начальное образование в гимназии Святой Анны. Это была известная гимназия для детей низших слоев дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьей в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение в Хандельшулле. В возрасте 18 лет он отправился в тур и повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы.

Для экономии трафика некоторые неизвестные творения Дома Фаберже- ставлю между текстом

1. Коробочка. СПб, фирма Фаберже. мастер Г. Вигстрем. 1908-1917. Родонит, алмазы. Эрмитаж 2. Портсигар и запонки. Принадлежали имп. Александру III. СПб, 1891-1894. Фирма Фаберже, мастер Э. Коллин. Работа по камню - Екатеринбурская гранильная фабрика. Родонит, озлота. Музеи московского кремля.

Коробочка. СПб, около 1890. Фирма К. Фаберже, мастер М.Перхин. Бовенит, лунный камень, алмазы, золото, эмаль. Из коллекции греческого короля Георга I. Собрание А. Червиченко.

Шкатулке Фаберже в экспозиции в Риме

В 1872 году Карл вернулся в Петербург в возрасте 26 лет. В течение 10 лет управляющий компании «Фаберже» был его наставником и учителем, однако в 1882 году он умер и Карл взял управление компанией на себя. В этом же году произошло два важных события: он был награждён званием мастера ювелирных дел, Агафон Фаберже, младший из братьев, присоединился к семейному делу.

1. Брошь. Москва, 1887-1896. Фирма Фаберже. Мастер О. Пиль. Лунный камень, бриллианты, золото, резьба. Музеи Московского Кремля. 2. Брошь. Горный хрусталь. Фирма Фаберже. Мастер О. Пиль. Горный хрусталь, сапфир, алмазы. Золото, серебро. СОбрание В. Кириченко.

Пуговицы. Россия, 1908-1917. Фирма Фаберже. Ляпис-лазурь, алмазы, золото, серебро, стекло, эмаль. Музеи Московского Кремля.

Чернильница. СПб, 1899-1903. Фаберже, мастер Ф. Афанасьев. Нефрит, рубин, бриллианты. Эрмитаж 2. Лампа настольная. Принадлежала имп. Александре Федоровне. СПб, ок. 1894. Фирма Фаберже. Мастер Ю. Раппопорт - лампа. Германия, ок. 1894 - абажур. Нефрит, аметисты

Анютины глазки. Цветок подарен императором Николаем II императрице Александре Федоровне к десятилетию бракосочетания. СПб, 1904. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля

Набор "Екатерина Великая".1914 Fabergé Easter Egg at the Hillwood Museum & Gardens

Туалетная коробочка в виде цикады. Фирма Фаберже. Сердолик, золото, алмазы. Музеи Московского Кремля

Портсигар. СПб, 1899-1903. Мастер М. Перхин. Дымчатый кварц, алмазы, золото, серебро. СОбрание А. Ружникова

СПб-Санкт-Петербург

В то время, как Карл занимался реставрацией экспонатов Эрмитажа, компания Фаберже была приглашена на одну из основных русских выставок в Москве. Одним из экспонатов, которые были представлены на выставке компанией стал браслет IV века до н. э. На что Александр III сказал, что не может отличить копию от оригинала и работа Фаберже должна быть в Эрмитаже как пример мастерства русских ювелиров. В 1885 году компания стала официальным изготовителем ювелирных украшений для императорского дома.

Шкатулка с бриллиантовой монограммой Николая 2

Коробочка в форме лохани. СПб, конец 19-начало 20 века. Фирма К. Фаберже. Нефрит, алмазы, золото. Эрмитаж

В 1918 году компания Фаберже была национализирована большевиками. В начале октября Карл Фаберже покинул Петербург и отправился в Ригу. Однако, в середине месяца революция настигла и Латвию, Карл был вынужден вновь вернуться в Германию. Тем временем большевики арестовали его сыновей: Агафона и Александра, но мадам Фаберже с младшим сыном Евгением удалось бежать в Финляндию.

Коробочка. Фирма Фаберже. Мастер М. Перхин. Конец 19 века. Горный хрусталь, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Викентьева.

Коробочка. СПб, конец 19 века. Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Горный хрусталь, алмазы. Собрание А. Викентьева.

В Германии Карл Фаберже серьёзно заболел. В июне 1920 года Евгений увез его в Швейцарию, где уже находились другие члены семьи. 24 сентября Карл скончался в Лозанне. Спустя почти 5 лет умерла и его жена. В это же время Александру удалось покинуть пределы СССР, но Агафон оставался в стране до 1927 года.

Витрина магазина Карла Фаберже в Одессе в начале XX века

Это здание спустя сто лет
После революции семья Фаберже потеряла связь. Евгений и Александр поселились в Париже и основали компанию Fabergé & Cie. После окончания Второй мировой войны они узнали, что Сэм Рабин в 1937 году основал в США компанию Fabergé Inc и производит парфюмерию под брендом Фаберже, а также зарегистрировал товарный знак Fabergé для производства украшений.

Часы настольные. Фаберже, 1901 мастер Ю. Раппопорт. Серебро, малахит. Преподнесены офицерами лейб-гвардии Конного полка князю Н.Н. Одоевскому-Маслову (1849-1919), который командовал полком

Часы настольные. СПб, посл. ч. 19 века. Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Бовенит, жемчуг, серебро, металл. Музеи М. Кремля. Сосуд для клея. 1899-1903. СПб, Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Бовенит, алмаз. Собрание А. Червиченко.

Exhibit in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Часы (и отражение их задника в зеркале), Россия, начало 20 в., фирма "Фаберже", мастер Г. Вигстрем. Серебро, позолота, стекло, кость, эмаль, резба

Долгие судебные процессы были невыгодны семье, поэтому был заключен договор, по которому торговый знак Fabergé может использоваться только для производства парфюма. В 1964 году Сэм Рабин продал свою компанию за 26 миллионов. Компания так и переходила из рук в руки, пока в 1989 году Unilever не купила её за 1,55 миллиона. В том же году на место главного ювелира был принят Виктор Майер. В 2007 году южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон (экс-президент компаний «СУАЛ-Холдинг» и BHP Billiton) приобрел все права на бренд Faberge у компании Unilever за 38 миллионов долларов.

27 ноября 2007 года одно из яиц «Фаберже» было продано на аукционе Кристи за 9 миллионов фунтов стерлингов, таким образом став самым дорогим русским ювелирным изделием. Сегодня Пасхальное яйцо Ротшильдов можно увидеть в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене, где кроме него представлено ещё около 700 исторических экспонатов фирмы «Фаберже».В 2011 году фирма возобновила работу. Подготовлена оригинальная коллекция из 12 подвесок, символизирующих месяцы в году

Ландыши.СПб, фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Нефрит, горный хрусталь, алмазы, жемчуг, золото. Эрмитаж


Imperial Lily of the Valley Basket 1896, Fabergé Workmaster: August Holmström Yellow and green gold, silver, nephrite, pearl, rose-cut diamond Matilda Geddings Gray Foundation collection

Lilies of the Valley, jewel by Fabergè Fabregé Revealed Virginia Museum of Fine Art


1.Ветки черники. СПб, ок. 1908. Фирма Фаберже. Нефрит, лазурит, горный хрусталь, цветное золото. Эрмитаж.

2.Маргаритки. СПб, к. 19 века. Фирма Фаберже. Нефрит, горный хрусталь, алмазы, золотая фольга, золото, серебро. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

1) Незабудка. Фирма "Фаберже". Нижегородский государственный художественный музей 2) Анютины глазки. Подарок Николая II императрице к 10-летию свадьбы. 1904. Фирма "Фаберже", мастер Г. Вингстрем. Музеи Московского кремля 3) Букет цветов. 1740-е. Мастер И. Позье. (Эрмитаж). 4) Маргаритки. Фирма "Фаберже". (С-Пб государственный горный институт им. Г.В. Плеханова)


Сосна, обвитая глицинией. СПб, 1908-17. Фирма Фаберже, мастер Ф. Афанасьев. Бовенит, мраморный оникс, нефрит, изумруды, золото, эмаль. Музей Ферсмана

Нарцисс. Фирма Фаберже. СПб, ок. 1908. Кахолонг, нефрит, алмазы, горный хрусталь, золото. Поступил из собрания А.К. Рудановского. Эрмитаж


Цветок душостого горошка. СПб, фирма Фаберже. Родонит, белорецкий кварц, нефрит, горный хрусталь. Музей Ферсмана.

ветка красной смородины. СПб, 1910-е, фирма Фаберже. Нефрит, горный хрусталь, золото, эмаль. Эрмитаж.


Тиара Жозефины.Fabrege: Imperial Jeweler to the Tsars exhibit Houston Museum of Natural Science

Значительные произведения, такие как, например, как Императорские Пасхальные яйца, создавались отдельными мастерами. За них лично отвечал главный мастер, все этапы их создания держал под контролем сам Фаберже, вникая во все тонкости.Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы.

Брошь. СПб, 1908-1917. Фирма Фаберже. Аквамарин, алмазы, топазы, золото, серебро. ГИМ.

Серьги. СПб, 1910-е. Фирма Фаберже. Мастер А. Хольминг. Аквамарин, алмазы, золото, серебро. Эрмитаж. 2. Брошь. СПб, 1911. Фирма Фаберже. Аквамарин, алмазы, платина, золото. Частное собрание

1. Брошь. СПб, конец 19 века. Фирма Фаберже, мастер Г. Нюкканен. Моховой агат, рубины, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова 2. Брошь. Москва, 1899-1908. Москва, фирма Фаберже. Лунный камень, алмазы, серебро, золото. Собрание В. Кириченко.


Брошь с часами-кулоном. СПб, 1904-1908. Фирма Фаберже. Мастер А. Хольстрем - брошь, фирма "Мозер и сыновья" - механизм. Халцедоны, бриллианты, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова.

1. Брошь. СПб, Фаберже мастер А. Хольстрем. 1904-8 г. Халцедон, бриллианты, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова 2. Брошь. СПб, фирма Фаберже, мастер А. Тилеман. Халцедон, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Шавырина. 1908-1917 3. Брошь. СПб, фирма Фаберже, мастер А. Хольминг. Халцедон, алмазы, золото, серебро. 1908-17. Собрание А. Викентьева

Аграф. СПб, 1903-1904. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Халцедоны, алмазы, рубины, цветное золото, эмаль. Собрание А. Ружникова.

Сыновья, практически всегда, сменяли своих отцов - так было с Августом и Альбертом Хольмстремами, Альфредом и Карлом Тильманами, Кнутом и Оскаром Пилами и др. Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими руками создал хотя бы одну вещь. Все его мастера были независимы, работали по контракту, сами подбирали нужных людей и могли не заботится о сбыте изделий.

Брошь. СПб, фирма Фаберже. мастер А. Тилеман. 1904-08. Моховой анат, алмазы, рубин, золото, серебро. Собрание А. Викентьева, Ф. Шавырина

1. Брошь. 1908-17. СПб, фирма Фаберже. Розовый топаз, жемчуг, алмазы, золото, серебро. Собрание А. Ружникова

old cufflinks set with diamonds and sapphires, in shape of the Imperial Russian Eagle. Sent to Nicholas Charles Bernard Hesse Allen of Harrogate as a confirmation present by his Godmother the Empress of Russia in 1910 when he was 16 years old. According to Information supplied by Wartski"s, London, Faberge"s. workmaster for this item of jewellery was August Holming.The Russian Crown"s expenditure ledgers state that 150 Roubles was spent on this gift in 1910. Inventory number HARGM 6588.Relates to same man and life story as the Russian inscribed gold cross also in this image category. Images from Harrogate Museums and Arts

Брошь. Фирма "К.Э. Болин", 1899-1904. Зеленый турмалин, бриллианты. Собрание Ф. Шавырина. Кулон. Фирма Фаберже (?). Аквамарин, алмазы. Собрание Ф. Шавырина.

Зонтик. СПб, фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Горный хрусталь, сапфиры, алмазы, золото, медь, шелк, бамбук. Эрмитаж

Ручка зонта

Ручка зонта

Чашка. Фирма К. Фаберже. Начало 20 века. Минералогический музей Ферсмана. Агат

Дом Фаберже Модерн

Пам. арх. (регион.)

1899-1900 - арх. Шмидт Карл Карлович

Участок дома № 24 принадлежал колокольному мастеру Христофору Ферстеру, которого принял на службу Петр I в 1720 г., для игры в колокола на часах на шпице Петропавловской крепости.

С середины XVIII в. более 50-и лет дом принадлежал семье Адор, глава которой был фабрикантом солода, а сын - золотых дел мастером. В особой кладовой Эрмитажа хранятся около 20 вещей работы И. Адора.

В начале 1830-х годов владельцем дома был еще один ювелир англичанин Дювелл. В 1836 г. дом перестраивал архитектор П. Жако.
В 1830-е гг. здесь находилась лавка книготорговца Луки Диксона, у которого Пушкин покупал иностранные книги, часто в долг, который после его смерти был оплачен опекой.

Здание сложной архитектуры с затейливым декором отделано всего одной породой камня - красным гангутским гранитом. Но гранит обработан различными фактурами, и поэтому он имеет разные оттенки. Цокольный этаж здания с массивными колоннами выполнен в полированной фактуре, усилевшей сочный красный цвет гранита. Колонны сложной формы высечены из огромных блоков однородного по структуре гранита, но в некоторых местах в них видна свойственная гангутскому граниту полосчатость. Над колоннами помещены плиты особо темного красного цвета. Арки над окнами-витринами сложены из камней клинчатой формы, вытесанными из полосчатой (гнейсовидной) разновидности гранита. Полосчатый узор камня расходится по радиусам от центра арок. Верхние этажи облицованы плитами в мелкоточечной обработке, что придает граниту дымчатый светло-розовый цвет. Наличники окон и другие детали выполнены в фактуре "скалы"и имеют более темный розовый цвет.

1924: Акционерное Общество «Аркос» в Лондоне, Петроградская контора; Смешанное Акционерное Общество «Русское Общество Торговли» «Русот»; Комиссионная контора, «Аркос», ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1924". С. 162, 163, 196)

1925: Управление начальника сплава Северо-Западного района («Начсплав»); Северо-Западный Лесопромышленный Трест («Севзаплеспром»); «Аркос» Акционерное Общество в Лондоне, Ленинградская контора; «Русот»; Смешанное Акционерное Общество «Русское Общество Торговли», ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1925". С. 283, 294, 307, 308)

В интервале 1923-1925 норвежского консульства нет.

1926-1927: Норвежское Консульство, ул. Герцена (б. Морская), 24. ("Весь Ленинград - 1926», С. 17; Весь Ленинград - 1927», С. 11)

1928: Всесоюзно-Западная Торговая Палата; Ленинградское Кредитно-Промысловое Кооперативное Товарищество «Кустарь»; Ленинградское Общество кустарей и ремесленников; Всесоюзный химический синдикат, Ленинградское Областное отделение; «ЮМТ» — Южный Машиностроительный Трест, Ленинградское агентство; «Торгсбыт» Товарищество на вере, ул. Герцена (б. Морская), 24. ("Весь Ленинград и область - 1928», С. 111, 172, 205, 432, 434, 439)

1928: "РуссНорвегоЛес", Онежское русско-норвежское акц. общество (лесоустройство) - ул. Герцена, 24 (. С.266)

1929: Кустарь, кредитно-промысловое кооперативное товарищество; «Ленжет» (государственный жировой трест); « Бумсиндикат» (Всесоюзный синдикат бумажной промышленности), Ленинградское отделение; «Химсиндикат» (Всесоюзный химический синдикат), Северо-Западное отделение; «Торгсбыт» Товарищество на вере, ул. Герцена, 24. (Путеводитель по Ленинграду Ленинград - 1929 г., с. 62, 62, 64, 66, 70)

1929: «Артель-кредит» промыслово-кредитное кооперативное товарищество производственных артелей и

ремесленников, ул. Герцена, 24. (Путеводитель по Ленинграду Ленинград - 1929 г., с. 62,)

1930: Кооператив металлической группы «Ленинградский Эмальер»; Кооператив строительной группы «Экономстрой»; Кооператив «Реалснаб»; «Бумсиндикат» Всесоюзный синдикат Бумажной промышленности, Ленинградское отделение, ул. Герцена (б. Морская), 24. ("Весь Ленинград и область - 1930», С. 198, 202, 206, 449)

1931: Ленинградский Областной Союз касс взаимного Страхования и взаимопомощи Промысловой Кооперации «Леноблпромсоюзкасс», и 3 нижеследующие межрайонные кассы промыслового страхования: Володарская, Смольнинская и Пригородная; «Ленгорт» - Ленинградская Государственная Объединенная Областная контора Розничной Торговли, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1931". С. 216, 386)

1932; «Инснаб» Ленинградское Областное отделение, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1932". С. 231)

1933: «Инснаб» Всесоюзная контора по снабжению иностранцев, Ленинградское отделение, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1933". С. 160)

1934: «Инснаб» Всесоюзная контора по снабжению иностранцев, Ленинградское областное отделение; Промтоварный магазин, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1934". С. 194)

1935: «Инснаб» Ленинградское отделение Всесоюзной конторы по снабжению иностранцев; Магазин № 2 промтоваров, ул. Герцена (б. Морская), 24. («Весь Ленинград - 1935". С. 218)

1937: Антикварно-художественная база В/О «Межкнига-Антиквариат»; «Международная книга-Антиквариат» Ленинградское областное объединение, Антикварно-художественная база, ул. Герцена, 24. (1937- Ленинград список абонентов", С. 203, 272)

1939-1940: Ювелирторг, Ленинградское межобластное отделение, ул. Герцена, 24. («Весь Ленинград - 1939", С. 74; «Весь Ленинград - 1940". С. 121)

1965: "Ювелирторг", Лен. межобл. к-ра - ул. Герцена, 24, склад - Апрксин двор, корп 23 (. С. 208.)

1973: Магазин «Яхонт» (ювелирный) — ул. Герцена, 24 (. С.266)

1973: Межобластная контора «Ювелирторг»(Мин. торговли РСФСР) — ул. Герцена, 24 (. С. 240, С. 303)

1973: Городское управление телефонной сети — ул. Герцена, 24 (. С. 253)

1973: Центральный телефонный узел — ул. Герцена, 24 (. С. 253)

1973: Торговая организация «Ювелирторг» — ул. Герцена, 24, тел. 12-37-36; торг. отдел: 15-28-91 ([

Дом-яйцо в Москве по адресу улица Машкова, 1 был построен на этом месте в 2002 году. Ни одно современное здание в столице не вызывало столь бурных дискуссий, при которых оценки высказывались от восторга до полного неприятия.

Как бы там ни было, но это место стало новой достопримечательностью города, здание вошло во многие московские путеводители, как одно из самых интересных и красивых жилых строений «лужковской» эпохи в градостроительстве, когда за деньги и благодаря связям в Москве можно было построить и не такое.

Фото 1. Дом-яйцо, напоминающий творение Фаберже, в районе Чистых прудов

История строительства и проектирования дома «Яйцо Фаберже»

Идея проекта столь необычного дома в форме пасхального яйца возникла у архитекторов Сергея Борисовича Ткаченко и Олега Львовича Дубровского. Их соавтором можно назвать и скандально известного галериста Марата Александровича Гельмана, который собирался возвести родильный дом в израильском Вифлееме.

Именно Гельман и Ткаченко накануне Миллениума сошлись на том, что наиболее оригинальным решением будет строительство дома-яйца, но до практического завершения идеи так и не дошли. Правда, Сергей Борисович не оставил этих помыслов, наверняка, решив - пусть не на земле обетованной, но хотя бы в Первопрестольной столице такой дом должен появиться.


Фото 2. Творение архитектора Ткаченко стоит на улице Машкова, 1 в Москве

Высказывались предположения, что аргумент заключался в том, что у большинства людей сегодня, да и тогда, ассоциировались с Михаилом Булгаковым, написавшим повесть «Роковые яйца», а там недалеко и до нарядно-пасхального яйца Фаберже.

Такой проект дома девелопер отверг, и его реализация была осуществлена в другом виде уже в районе - на Машкова, 1.


Со слов самого архитектора Ткаченко, понадобилось немало времени, чтобы сначала «уболтать» самого заказчика, ссылаясь на то, что тот таким необычным зданием возводит себе прижизненный памятник, а затем и власти, которые не соглашались в историческом районе Москвы видеть какой-то дом-яйцо.

Строительство велось полулегально. Оформление документов, согласования и необходимые экспертизы велись уже постфактум, когда дом уже стоял. Интересно заметить, что в первоначальных документах работы значатся, как «реконструкция строения с возведением 8-этажной пристройки с подземной стоянкой… и флигелем». Флигель - это и есть будущий дом-яйцо?

Интересно, но нигде еще так и не был назван действительный заказчик строительства. Молчит и архитектор Ткаченко!

Интересные цифры и факты о «здании-яйце» на Чистых прудах

Приведем интересные цифры и занимательные факты из истории этого необычного московского строения в районе Чистых прудов:

  • общая площадь - 342 квадратных метра.
  • высотность здания - 4 этажа: на первом уровне, выполненном в ассоциативных формах ножек-волют и с устройством окон-иллюминаторов, вход в здание; второй и третий уровни с оконными проемами в глубоких нишах предназначены для жилья; последний уровень - мансарда, выполненная в форме шапочки, по контуру обрамленной широким карнизом.
  • стены дома-яйца возведены из кирпича и утеплителя, с использованием металлического каркаса. Толщина «скорлупы» достигает величины в 64 сантиметра.
  • крыша строения обшита медными листами, а фасады обложили керамической плиткой.
  • высота потолков первых трех этажей - 3,2 метра, наибольшая высота потолка мансарды - 4,5 метра.
  • всего в доме устроено 5 комнат. Из инженерных систем стоит отметить лифт со стеклянной кабиной, приточную вентиляцию и систему тонкой очистки воды.

 

 

Это интересно: